Москва – В субботу днем десятки тысяч протестующих собрались в Москве на вторую антиправительственную демонстрацию, а новые активисты движения изо всех сил пытаются превратить начальную вспышку энергии в надежную политическую силу.
Организаторы протестов надеются сыграть на успехе митингов 10 декабря, собравших огромное число представителей прежде аполитичного среднего класса, выражавших свое недовольство итогами парламентских выборов, прошедших в начале декабря, результаты которых были многими отвергнуты как сфальсифицированные в пользу правящей партии «Единая Россия». Если движению удастся сохранить свой импульс, оно может изменить ход президентских выборов в марте будущего года, когда Владимир Путин планирует продлить свое пребывание во главе государства до 18 лет.
Толпа начала собирать более чем за час до официального начала митинга протеста, в котором, по разрешению городских властей, могли принимать участие до 50 тысяч человек. По оценкам организаторов, количество участников должно составило 120 тысяч человек, тогда как данные полиции свидетельствуют всего о 29 тысячах.
Павел Морозов, которому сейчас 23 года, сказал, что он пришел на митинг, чтобы искупить свою вину: два года назад он участвовал во вбросе бюллетеней с пользу «Единой России», когда он работал на одном из избирательных участков. По словам г-на Морозова, он знает, что уровень его жизни пострадает, если г-на Путина сместят, однако он к этому готов.
«Я с уверенностью могу сказать, что жизнь станет хуже для тех, кто сейчас преуспевает, но нам нужны какие-то перемены, потому что сейчас мы переживаем застой, - сказал он. - Все, кроме Путина. По крайней мере, что-то изменится, а для молодежи это будет лучше, чем застой».
Праздничная атмосфера первой демонстрации переросла в нечто более напряженное за период двухнедельного затишья. Автор детективных романов Борис Акунин, который вернулся в Москву из Франции в декабре, чтобы принять участие в демонстрациях, обратился к толпе с призывом подготовиться к долгой борьбе.
«Впереди у нас трудный год, - сказал Акунин. - Но это будет интересный год. Это будет наш год».
Протесты потрясли Кремль, который не сталкивался с широкомасштабным народным сопротивлением с момента прихода Путина к власти в 1999 году. Поначалу г-н Путин насмешливо высказывался в адрес протестующих, замечая, что белые ленточки, которые последние выбрали в качестве своего символа, напоминают ему поникшие презервативы и что они принимают участие в митингах только потому, что за это им платят иностранные агенты, пытающиеся найти способы дестабилизировать ситуацию в стране.
Однако стало очевидным, что Кремль считает жалобы протестующих предупредительным сигналом и что он готов пойти на дальнейшие уступки, чтобы предотвратить более напряженную конфронтацию. В четверг президент Дмитрий Медведев представил на рассмотрение целый пакет коренных реформ политической системы, а в субботу высокопоставленные лица, связанные с Кремлем, впервые высказались в поддержку протестующих.
Незадолго до начала митинга бывший министр финансов Алексей Кудрин, который был членом близкого окружения Путина более чем два десятилетия, заявил, что он выступит с обращением к демонстрантам. В своем письме, опубликованном в газете «Коммерсант» в субботу г-н Кудрин отметил, что в первом митинге принимали участие сотрудники «многочисленных государственных компаний и учреждений».
«Мне кажется, они хотели сказать следующее: «Уважаемая власть! Многие из нас пришли сюда впервые, вполне осознанно и совершенно самостоятельно. Нам есть, что терять. Мы — за стабильность, - пишет г-н Кудрин. - Но нарушение тобой твоих же правил, а именно так мы воспринимаем сообщения о массовых фальсификациях и нарушении статистических закономерностей — это перебор».
В декабре г-н Кудрин, которого г-н Медведев в сентябре освободил от должности, заявил, что он готовится организовать новую партию, которая будет руководствоваться интересами рассерженных избирателей, принадлежащих к среднему классу. В своем письме, он утверждает, что существуют «возможности успешной реализации сценария спокойной, ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства».
«Динамичной, но не революционной,- пишет он.- Где качество перехода важнее его скорости».
Либеральные комментаторы высказываются довольно скептически по поводу попыток чиновников Кремля использовать в свою пользу подъем политической активности в декабре, и некоторые из них стали роптать, когда стало известно об участии в митинге г-на Кудрина.
«Простите, какое отношение имеет Кудрин к демократическим движениям? - пишет Владимир Варфоломеев, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Twitter. - Он бюрократ, который преданно служил режиму в течение 10 лет».
Что касается организаторов, их непосредственной задачей было сохранить протестное движение в действующем состоянии. Протестующие – работающие люди, многие из которых собираются уехать из Москвы на три сонные недели в январе. Их обязательства перед оппозиционным движением остаются для них новыми и загадочными. Некоторые из участников митинга признались, что им многие годы хотелось выйти на демонстрацию, другие заметили, что они, вероятно, потеряют интерес к движению, если его лидеры не выдвинут никаких конкретных предложений.
На заключительном организационном совещании на прошлой неделе, которое прошло в модном баре, обычно арендуемом для концертов рок-групп, Маша Гессен заявила, что крайне необходимо, чтобы численность участников демонстрации на этой неделе превысила таковую на митинге 10 декабря.
«Любое количество больше 100 тысяч будет перебором, любое количество менее 100 тысяч – потенциальной проблемой, - сказала г-жа Гессен. - Просто нужно показать, что численность растет».
По ее словам, существует реальный риск того, что, вернувшись в столицу в середине января, новоиспеченные демонстранты лишатся того воодушевления, которое распространилось в социальных сетях в декабре. Организаторы рассчитывают на президентскую предвыборную кампанию, которая достигнет финальной стадии в феврале, чтобы вновь активизировать массы. Однако, по ее словам, в рядах оппозиции слишком мало опытных лидеров.
«За последние 10 лет не было организовано никаких политических выступлений», - добавила она.
В митинге в субботу, как и в предшествующих демонстрациях 10 декабря, принимали участие анархисты, инкременталисты, а также люди средних лет, которых на митинг привели вопросы, интересующие многих избирателей.
58-летняя Марина Шкудук, экономист по профессии, сказала, что ее заставила прийти нерешенность насущных проблем, таких как жилищно-коммунальные платежи, и что ее не слишком волнуют предстоящие президентские выборы.
«Моя семья уверена, что бабушка сошла с ума», - смеется она.