Снижение количества голосов, поданных за «Единую Россию» на последних выборах, последовавшие за ними демонстрации протеста (в меньшей степени) свидетельствуют: все большее число граждан России приходят к убеждению о том, что в стране надо что-то менять. Это особенно бросается в глаза любому западному человеку, приехавшему в Россию вообще и в Москву, в частности: тысячи роскошных автомобилей самых модных марок, которые колесят по дорогам, требующим ремонтных работ; представители местной «элиты» самого разного пошиба, тусующиеся в самых дорогих ресторанах. А внизу, в метро, унылом и не всегда хорошо освещенном, картина вечной тоски, блуждающей из стороны в сторону: усталые и невеселые люди в поношенной одежде. Именно такую картину представлял фильм «Метрополис» кинорежиссера Фрица Ланга (Fritz Lang), снятый в 1927 году: рабочие под землей и богатые эксплуататоры на поверхности. С одной стороны, возникает вопрос: как можно купаться в роскоши в обстановке нищеты и тоски?
Смотрите по теме: Изменение благосостояния жителей стран СНГ за два десятилетия
С другой стороны, во времена Советского Союза, возможно, имело смысл пропагандировать скромный и умеренный образ жизни, являвшийся неотъемлемой частью идеологии, которая претендовала на всемирно-историческое значение и в качестве главной задачи ставила построение нового мира. Однако в настоящее время лишения, похоже, лишь подпитывают безумную дороговизну жизни, которая и порождает новый российский средний класс. В свое время Путин был оптимальным руководителем для многих граждан страны. Вытащил страну из той ямы, в которую ее вверг Борис Ельцин. Очень мало кто вспоминает о нем сегодня с теплотой. Именно в силу этого Запад и невзлюбил Путина. Но россияне поддерживали своего жесткого президента: сдержанного и со стальным взглядом. Они с удовлетворением напомнили Западу о том, что убедились в том, насколько «бескорыстной» была его так называемая дружба. А Путин, тем временем, превратил свою страну в нефтяную сверхдержаву, свел на нет влияние олигархов, столько хорошего сделавших своим западным друзьям, и на основе устойчивого экономического развития способствовал возникновению обеспеченного среднего класса.
Но время не проходит просто так. Прошло более десяти лет, и нувориши повырастали как грибы на плохо заасфальтированных дорогах. России нужна твердая рука. В настоящее время даже ее восточные соседи, китайцы, над которыми зачастую подсмеивались, оставили Россию позади с ее мультимиллионерами и небоскребами. Они обошлись без шоковой терапии и достойных сожаления президентов, подобных Ельцину. Но главное, они не отказались от коммунистической системы, не утратили ни на минуту свой статус великой державы, Китай застал врасплох даже американцев. По сути дела, равновесие мировой капиталистической системы держится, по крайней мере частично, на коммунистической державе. Какой парадокс, не правда ли?
Читайте еще: Российский средний класс встает на ноги
Китайцы творчески подошли к процессу преобразований в своей стране. Именно этого и не хватает России. А сейчас Путин намерен вернуться в президентское кресло и подарить своей стране еще одно десятилетие безрадостного патриотизма. Все дело в отсутствии полета фантазии, в однообразии. А это во всем развитом мире строго наказывается. Отсутствие воображения означает нехватку доверия. Именно это является одной из причин, по которым к Меркель и Саркози не особенно прислушиваются за пределами Германии и Франции. Да и внутри этих стран – в общем, тоже.
Но все же в активе Путина есть ряд важных аргументов. Один из них – надежность и стабильность системы, в силу чего значительная часть граждан России, многие из которых являются представителями молодого поколения, доверяют ему в надежде пополнить ряды среднего класса.
А Европа, несмотря на свое лицемерное возмущение, прекрасно понимает, что ей нужен российский газ, а также финансовая поддержка, которую Москва обещает предоставить единой европейской валюте.
В сложившейся обстановке истеричный американский сенатор Джон Маккейн в очередной раз из-за океана предупредил Путина о том, что в самом центре Москвы развивается арабская весна. Или цветная революция, подобная тем, к которым сам сенатор предложил руку в период с 2003 по 2005 год. И снова речь заходит о влиянии социальных сетей, о чем не смолкали разговоры в течение всего нынешнего года. И опять же мы сталкиваемся с отсутствием воображения. Если в России и станут набирать силу настоящие акции гражданского протеста против Путина, то это произойдет лишь при условии, что в этот процесс не будут вмешиваться господа Маккейн, Сорос, Шарп и весь их легион поджигателей революций в интернет пространстве. Сама мысль о том, что их стране может быть причинен ущерб в результате применения американских технологий внушения и зомбирования, может вызвать в россиянах эффект, обратный желаемому, и в итоге лишь еще больше укрепить позиции Путина во власти или поставить вместо него коммунистов. Лучше предоставить определенным странам возможность развиваться по своему пути, который предначертан им самой историей. Россия является крупной державой не только в силу своих природных богатств или военно-промышленного комплекса. Россия – это гораздо больше, чем Путин. Это европейская сверхдержава, и в контакте с Европой она в своем развитии достигнет высших стадий развития современного общества.
Франсеск Вейга - профессор современной истории