Токио - Японский кабинет министров во вторник принял решение снять запрет на поставки оружия, введенный в стране 40 лет назад, который номинально запрещал японским производителям вооружений принимать участие в совместных проектах по разработке и производству оружейных систем с другими странами и экспортировать военные технологии.
Шаг по отказу от ограничений времен холодной войны осуществляется в то время, когда Япония стремится к решению вопроса с расходами на развитие и производства современных технологий в таких областях как баллистическая противоракетная обороны и боевые истребители.
И хотя в прошлом было много исключений из вышеозначенного запретительного правила, нынешнее решение стало первым крупным пересмотром запрета с того момента, когда он был введен в 1967 году и ужесточен в 1976 году.
Читайте еще: Пресса об обвинительном приговоре Буту
«В то время как предыдущие исключения делались на разовой основе, сейчас мы институционализируем все исключения на комплексной основе», - сообщил журналистам представитель правительства Осаму Фудзимура, добавив, что Япония продолжит придерживаться принципа неэкспортирования вооружений в тех случаях, когда это может привести к затягиванию вооруженных конфликтов или нарушению установленных эмбарго.
Сдвиг в политике произошел во время заседания совета по национальной безопасности под председательством премьер-министра Йосихико Ноды, который занял более воинственную позицию по оборонным вопросам, чем два его последних предшественника, которые тоже рассматривали вопрос смягчения запрета.
Ведущий лоббист интересов крупного бизнеса Японии, федерация «Кейданрен», которая является одним из самых сильных сторонников облегчения запрета на экспорт оружия, также тепло приветствовала шаг японского правительства. Председатель «Кейданрен» Хиромаса Йонекура назвал это решение «прорывом», заслуживающим «высокой оценки», в своем заявлении, выпущенном после обнародования информации о решении кабинета министров.
Еще по теме: Нужно ли снять эмбарго на поставки европейского оружия в Китай?
Люди, отстаивающие интересы японской промышленности, и воинственно настроенные члены японского парламента давно давили на правительство, убеждая его пересмотреть запрет, но этот вопрос носил очень тонкий и чувствительный характер из-за приверженности Японии пацифизму после Второй мировой войны. Идея пересмотра запрета горячо обсуждалась в прошлом году, и многие ожидали, что он произойдет одновременно с принятием нового среднесрочного плана развития в области обороны, который был объявлен год назад. Но предложение было положено на полку после того, как столкнулось с сильным сопротивлением со стороны младшего партнера по коалиционному правительству Японии, которое тогда возглавлял премьер-министр Наото Кан.
Принятое во вторник решение последовало за сменой Кана Нодой в сентябре 2011 года. Оно также было принято после того, как на прошлой неделе Япония выбрала для своих Сил самообороны истребители F-35 Lightning II производства Lockheed Martin Corp. в качестве замены своему устаревшему флоту самолетов F-4 1960-х годов. И хотя Япония заявляет, что планирует потратить 1,6 триллиона иен (20,8 миллиарда долларов) на эту программу в ближайшие 20 лет, она рассчитывает несколько сократить затраты на поставки и частичное отечественное производство самолетов посредством экспорта компонентов другим покупателям F-35.
По-прежнему неясно, какие детали продвинутого истребителя, выполненного по технологии «стелс», будут производиться в Японии. Обсуждение этого вопроса между Lockheed Martin и Министерством обороны Японии отложено до будущего года. Но представители отрасли и правительства в Токио намекнули, что они рассчитывают получить ряд контрактов в глобальной программе по производству до 3 000 экземпляров истребителей F-35.
В производстве самолетов будут участвовать такие компании, как Mitsubishi Heavy Industries Ltd., IHI Corp. и Mitsubishi Electric Corp.
Читайте еще: Россия, США и ЕС завалили Ближний Восток оружием
Японская приверженность идее воздерживаться от экспорта вооружений, оформленная в так называемых «трех принципах», была предназначена для того, чтобы предотвратить поставки вооружений странам коммунистического блока в разгар холодной войны, а также странам, в отношении которых действует эмбарго ООН, и в зоны боевых действий. Открыто и гласно демонстрируя пацифистскую ориентацию страны, эти принципы способствовали тому, чтобы развеять опасения по поводу ремилитаризации Японии, даже при том, что Силы самообороны Японии, казалось, вступали в конфликт с зафиксированным в Конституции отказом от использования силы.
Жесткая интерпретация запрета не давала США и другим союзникам возможности экспортировать системы, которые включали в себя разработанные в Японии компоненты. Но с годами японские официальные лица постепенно ослабляли эту политику, что способствовало появлению исключений из правил в тех случаях, когда они мешали осуществлению ключевых проектов, таких как, например, совместные программы развития с США.
Из самых последних событий можно отметить, как в прошлом году американское Министерство обороны оказало давление на Японию с целью обеспечить исключение из ее правил, чтобы позволить США продать в Европу ракеты-перехватчики, разработанные совместно с Японией.
Даже при том, что Япония активно разрабатывает и размещает современные военные технологии, она сталкивается с растущим давлением из-за ухудшения своего финансового положения. Оборонный бюджет страны - в размере 4,6 триллиона иен в этом году - уменьшается уже примерно в течение десятилетия на фоне ощутимого соотношения долга к ВВП страны, которое увеличилось до 200%. Растущие затраты, связанные с производством военного оборудования, которое технически могло быть использовано только в Японии, стали важным фактором, приведшим к переосмыслению запрета на экспорт.