На встрече с активистами Общероссийского народного фронта 27 декабря Владимир Путин впервые после митинга 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве и протестных акций в других городах выступил с политическими оценками.
Отменять результаты выборов в Госдуму, прошедших 4 декабря 2011 года, власти не намерены, объявил премьер-министр. Оспаривать итоги выборов можно только в суде, заявил Путин во вторник на заседании Народного штаба и Федерального координационного совета Общероссийского народного фронта (ОНФ): «Выборы в Госдуму закончились. Все парламентские фракции начали работу, избран спикер. Дума функционирует. И никаких разговоров о каких-то пересмотрах невозможно вести».
Читайте еще: Путин критикует оппонентов, продолжая придерживаться жесткой линии
При этом мартовские выборы кандидат в президенты пообещал сделать честными и прозрачными, заявив, что вбросы в свою пользу ему не нужны. При этом Владимир Путин предложил провести прозрачные выборы президента в марте 2012 года, обсудив технологии достижения этой цели в интернете, чтобы «послушать людей, послушать их конструктивные предложения, обобщить». Премьер подчеркнул, что ему лично и его соратникам «прозрачность выборов необходима для того, чтобы убедиться в поддержке народа». По мысли Владимира Путина, прозрачность выборов должна быть обеспечена за счет установки на избирательных участках веб-камер и прозрачных урн для голосования.
Комментируя прошедшие акции протеста против фальсификаций на парламентских выборах, премьер-министр раскритиковал оппозицию за отсутствие программы действий и упрекнул в стремлении только к одной цели - девальвации выборов. По мнению Путина, действиям лидеров оппозиции соответствует «троцкистский лозунг «Движение - все, конечная цель - ничто» (автор лозунга, означавшего отказ от революционных методов борьбы – один из основателей европейской социал-демократии Эдуард Бернштейн. - РС.). «В чем проблема здесь? У них нет ни единой программы, программ много, но нет единой программы, нет ясных и понятных способов достижения целей, которые неясны, и нет людей, которые могли бы что-то сделать конкретное. Когда складывается такая ситуация, тогда сразу заходит речь о том, чтобы делегитимировать, девальвировать все, что происходит в публичной сфере, в том числе и прежде всего в сфере выборных процессов, выборов. Разумеется, в нашей стране, да и в любой другой стране всегда есть, всегда были и всегда будут силы, которым важна не перспектива развития, а броуновское движение. Повторяю еще: такие люди есть, да и всегда будут. И флаг им в руки, они имеют право на существование, и на самом деле я считаю, что и к ним нужно относиться с уважением», - сказал премьер.
Борис Немцов, один из участников митинга 24 декабря на проспекте Сахарова в интервью Радио Свобода так оценил реакцию Владимира Путина:
- Я считаю, что сегодняшнее выступление Путина - это продолжение хамства, которое он допускал после Болотной площади. Да, он вещи типа «бандерлоги» и «презервативы» не использовал, но оскорбительным образом заявил, что, оказывается, люди, которые вышли на проспект Сахарова, хотят беспорядков. На самом деле, люди выходят на площадь, потому что они возмущены системой, которую он создал.
Я считаю, что Путин неадекватен, что он нуждается не в психотерапии, а в серьезном общественном лечении, и я считаю, что нужно сделать все, чтобы избавить нашу страну от таких правителей. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Мы привыкли к тому, что он с презрением относится к народу, но нас это не остановит.
Еще по теме: Режимы Путина и Лукашенко - близнецы
Скорее всего, сегодняшнее выступление только мобилизует людей на дальнейший протест. Когда на следующих акциях соберется не 100 тысяч человек, а 500, то Путин должен знать, что явку обеспечил он. Но я думаю, что его сегодняшнее выступление было саморазоблачительное. Когда человек говорит, что эти граждане подстрекатели, что они троцкисты или еще кто-то... Он, видимо, лица этих людей не видел и требования их и не хочет слышать.
Требования останутся прежними. Сейчас наше требование - ни одного голоса Путину, - я думаю, будет активно продвигаться оппозицией и гражданскими активистами. Чем ближе к выборам, тем оно будет становиться все более внятнее и четче. Естественно, его отказ пересматривать и отменять итоги выборов свидетельствует о том, что так же будет и дальше. Но я думаю, что его уже ничего не спасет. В принципе, он уже на себе поставил крест. В том числе и сегодняшним выступлением.
- А может случиться так, что Путин, заявляя о такой уверенности в том, что его курс правильный, и пытаясь мобилизовать кого угодно - бюджетников, военных и так далее, будет развивать ситуацию в сторону столкновения между теми, кто властью мобилизован на ее поддержку, и теми, кто добивается ее смены?
- Он обычно их не мобилизовывает, а шантажирует тем, что если его не поддержат, то люди останутся без пенсий и зарплат. Я думаю, что такая мобилизация будет. Я думаю, что попытки запугать 15 миллионов бюджетников будут предприняты. Я думаю, что с барского стола еще какую-то кость он может кинуть народу, какие-то надбавки, выплаты и так далее, чтобы за него за эти деньги проголосовали. Но мне представляется, что его авторитет и доверие к нему будут настолько низкими, особенно в больших городах, что эта мобилизация и покупка голосов за деньги уже не сработает. На проспекте Сахарова было довольно много военных, которым он обещал увеличить зарплату чуть ли не в 2-3 раза и так далее. Но, тем не менее, люди понимают, что дальнейшее его пребывание во власти пагубно для страны.
Еще по теме: Почему у Путина шаткое положение
Политолог Николай Петров считает:
- Я думаю, что заявления Путина демонстрируют скорее неуверенность, чем уверенность. Я бы видел аналогию с тем, что происходило 15 числа во время прямой линии, когда Путин очевидным образом делал какие-то движения в сторону протестовавших, но психологически никак не мог это не компенсировать бранью в их адрес. Мне кажется, что и на заседании штаба Народного фронта Путин демонстрировал как раз то же самое. В этом я не вижу особой уверенности. Я вижу психологическую компенсацию за чувство неуверенности и такую странную ситуацию, когда собрались люди, каждый из которых подыгрывает другому и, таким образом, они укрепляют в себе какие-то душевные силы. И это вместо серьезного обсуждения проблем по существу, а они есть, и по реакции властей мы видим, что власть это прекрасно понимает. Те политические реформы, которые были предложены, которые очевидным образом готовились именно к возвращению Путина на пост президента, демонстрируют, что власти прекрасно понятно, что нынешняя политическая система настолько примитивна, что она неустойчива, что она негибка, и она должна усложняться. Но власть всячески не хочет демонстрировать, что те шаги, которые она делает, в том числе и по своей собственной инициативе, это шаги, продиктованные кем-то, шаги вынужденные, и ответ на давление со стороны протестующих.
Я думаю, что слабость нынешнего положения Путина как раз заключается в том, что его легитимность и его способность стоять над политическими элитами и поддерживать баланс между основными кланами - это все базировалось на его высоком личном рейтинге доверия. И когда этот рейтинг идет вниз, Путин из демиурга превращается в человека, который все более зависит от элит, находящихся рядом с ним, и все менее может диктовать им свои правила игры. И, мне кажется, то, что мы видели - это скорее попытка продемонстрировать именно этим политическим элитам, в первую очередь, прочность его положения и его уверенность в то время, как ни прочности, ни уверенности уже нет. В этом смысле, мне кажется, наивно считать, что у Путина огромное количество рычагов, и он может ими воспользоваться. Скорее, он попадает сейчас в ситуацию, когда политическим элитам все больше кажется, что сдав его, придя к какому-то компромиссу с другой стороной, они могут сохранить себя и сохранить систему. Вопрос в том, способен ли Путин, как это было раньше, быть гарантом стабильности для политических элит и обеспечивать им хорошее существование. Если - да, то они его станут поддерживать, и у него есть определенные рычаги, хотя не надо их переоценивать. Потому что чем больше народу выходит на улицу, тем труднее себе представить, что против этих людей можно эффективно использовать силовые методы. Если он не способен поддерживать существование системы, то тогда система будет его менять.