Автомобильные компании стремятся проникнуть в Россию или усилить здесь свои позиции. В 2011 году продажи автомобилей в этой стране выросли на 37%. Иностранным маркам уже принадлежит 70% этого рынка, который скоро выйдет на первое место в Европе, опередив Германию.
Российский рынок возбуждает аппетит крупных автомобилестроительных компаний. Уже есть производственные группы – из числа наиболее крупных, типа объединения Renault -Nissan – которые имеют здесь свои автосборочные заводы и из года в год наращивают производственные мощности, чтобы не отстать от постоянного роста российского рынка. Продажи автомобилей Renault, выпускаемых в Москве, уже увеличились на 65%, достигнув 140 тысяч единиц за одиннадцать месяцев; модель Logan заняла шестое место по продажам на местном рынке. Корейская Hyundai, первая здесь зарубежная автомобилестроительная компания, тоже времени не теряет. Другие, как BMW и Mazda, доверили сборку своих автомобилей специализированным российским компаниям («Автодор», «Соллерс»). А некоторые, как Ford и GM, сочетают оба подхода.
Читайте еще: Секретная история российского гибридного автомобиля
Есть и отстающие. Компании Fiat и Fuji Heavy (Subaru) лихорадочно ищут возможности наладить производство в местных условиях. Итальянская автомобилестроительная компания, 45 лет назад в сотрудничестве с «АвтоВАЗом» заложившая основы советской автомобильной промышленности, уже давно искала возможности совместного производства с Россией и, в конечном счете, стала осваивать российский рынок самостоятельно. Недавно ежедневная газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на некий источник из Санкт-Петербурга, что компания Fiat рассчитывает построить здесь завод мощностью 100 тысяч автомобилей (Chrysler) в год, начиная с начала будущего года. Итальянская фирма, которая оказалась прокомментировать эту информацию, еще в прошлом году планировала осуществлять сборку 300 до 500 тысяч автомобилей в сотрудничестве с российской автосборочной компанией «Соллерс», однако эта последнее предпочла ей компанию Ford. Когда-то концерн Fiat пытался изготавливать автомобили со вторым российским автомобильным гигантом, компанией «ГАЗ», но тоже тщетно. Японская фирма Subaru заявила, что в 2013-2014 году примет решение о выпуске своей продукции на производственных мощностях в России. Группа уже вела переговоры с российской автосборочной компаний «Автодор» (BMW, GM, Jaguar), а также со Сбербанком, который владеет долей в компаниях многих российских производителей. Компания Fiat якобы тоже вела переговоры с российским банком.
Еще по теме: Путин заявил, что Россия не будет менять правила для иностранных автопроизводителей из-за ВТО
Невысокая степень обеспеченности автомобилями
Действительно, Россия быстро идет к тому, чтобы выйти на первое место среди рынков Европы, опередив Германию. Однако степень обеспеченности автомобилями (240 автомобилей на тысячу жителей) пока еще далека от европейской (550 на тысячу жителей). По данным Ассоциации европейского бизнеса, рынок сможет похвастаться 37% ростом продаж автомобилей в 2011 году по сравнению с предыдущим годом. Продажи стимулирует правительственная программа обмена подержанных автомобилей, но в еще большей степени – развитие автомобильного кредита. В 2011 году 43 % всех приобретенных в России автомобилей были проданы в кредит – в прошлом году эта доля составляла всего 36 %. Заметное ухудшение, начиная с октября этого года, финансовой ситуация, затруднило получение автомобильного кредита для российского потребителя. Чтобы справиться с этим ограничением, большинство автомобилестроителей открыли в России свои собственные банки.
Еще по теме: Россия не откажется от поддержки автопрома
Отметим также, что развитие рынка происходит в сторону увеличения доли продаж более дорогих моделей. По данным эксперта в этой области Елены Юшковой, средняя цена продаваемых моделей по сравнению с прошлым годом увеличилась на 12%. По-прежнему растет доля иномарок (импортируемых или собираемых в стране), которые уже составляют 70 % рынка, - в ущерб автомобилям российских марок.