Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сдерживание России

© коллаж ИноСМИроссия европа
россия европа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня Россия и Евросоюз имеют резко противоположные взгляды на природу европейского порядка в эпоху после холодной войны и на источники нестабильности в Евразии. Для ЕС продолжать свою политику по отношению к России времен 1990-х годов в этом новом контексте будет означать всего лишь восстановление политики сфер влияния, а не расширение границ демократии.

София — С тем порядком в Европе, который установился после холодной войны, покончено. Его палачом стал Владимир Путин. Российский выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, решительные усилия Москвы, направленные на то, чтобы блокировать мониторинг за выборами со стороны наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), и отказ Кремля ратифицировать реформу Европейского суда по правам человека (протокол номер 14 к Европейской конвенции по правам человека) — все это говорит о том, что былого порядка больше нет.

Сегодня Россия и Евросоюз имеют резко противоположные взгляды на природу европейского порядка в эпоху после холодной войны и на источники нестабильности в Евразии. Для ЕС продолжать свою политику по отношению к России времен 1990-х годов в этом новом контексте будет означать всего лишь восстановление политики сфер влияния, а не расширение границ демократии. Но разрыв с политикой 1990-х также представляет собой риск, потому Евросоюз не является, да и не может являться традиционной великой державой.



Читайте еще: Медведев обвиняет ОБСЕ в двойных стандартах

А переосмысление политики Евросоюза по отношению к России должно исходить из признания того, что Россия останется глобальным игроком в ближайшее десятилетие, но также и из того, что Россия вряд ли станет либеральной демократией. Евросоюз также должен признать, что у России имеется закономерная озабоченность по поводу ассиметричного воздействия окончания холодной войны на ее безопасность. Россия почувствовала себя преданной в своих ожиданиях того, что конец холодной войны будет означать демилитаризацию Центральной и Восточной Европы. В то время как расширение НАТО не обернулось никакими реальными угрозами безопасности России, оно изменило военный баланс между Россией и Западом, подпитывая кремлевский ревизионизм.

Постмодернистский европейский порядок возник на обломках таких институтов времен холодной войны как ОБСЕ и Договор об обычных вооружениях. Ему придало форму расширение Евросоюза на восток и понимание того, что это расширение отражает воссоединение Европы. Не было никакого непосредственного давления в сторону того, чтобы вновь изобретать институциональные основы Европы, потому что расширение ЕС служило институциональной основой нового европейского порядка. Если ты ведешь себя как мы, по сути заявил Евросоюз, то ты станешь одним из нас.

Реальный источник конфронтации между Россией и Евросоюзом сегодня основан не на конкурирующих интересах или неразделяемых ценностях — на самом деле им является простая политическая несовместимость. Евросоюз, который подчеркивает такие ценности как права человека и открытость, угрожает кремлевскому проекту суверенной демократии. Российское настаивание на подходе, основанном на балансе сил, а также ее меркантилистская геополитическая философия способствуют возвращению национальной составляющей во внешнюю политику стран-членов ЕС. В Москве политика продвижения демократии Евросоюза пробуждает ночные кошмары этнической и религиозной политики, и вызывает угрозу территориальной дезинтеграции Российской Федерации. Столкнувшись со вторжением российских государственных компаний, страны-члены ЕС подвергаются соблазну оградить от их нашествия определенные секторы своих экономик (например, такие, как отечественные энергетические рынки), что представляет угрозу для либерального экономического порядка, который лежит в основе европейского проекта.

Читайте еще: Москва хочет вернуть ОБСЕ советских времен

Россия, с другой стороны, чувствует угрозу вторжения финансируемых Западом неправительственных организаций. Кремль поддается соблазну восстановить полицейское государство с целью не допустить иностранного вмешательства в свою внутреннюю политику.

Сейчас Запад, судя по всему, не готов сконцентрироваться на проблемах с европейским порядком. Он отклоняет все российские попытки перезаключить Договор об обычных вооружениях, а также провести повторные переговоры по мандату и повестке дня ОБСЕ. Расхожим мнением является то, что результатом таких переговоров станет отход от достижений 1990-х годов. Но насколько верно такое суждение?



Евросоюз не может выступать в качестве хранителя статус-кво времен после холодной войны, не подвергая при этом риску развала нынешнюю институциональную инфраструктуру Европы. В действительности, в интересах Евросоюза — взять инициативу в свои руки и включить Россию в диалог относительно институциональных основ того, что превратилось в покачнувшийся европейский порядок. Основной целью ЕС должно быть сохранение самобытности этого порядка, т.е. его основных черт — грубо говоря, гарантирование того, чтобы во главе угла оставались такие ценности как права человека и верховенство закона. Это то, за что ЕС должен бороться и всеми средствами добиваться сохранения.

Еще по теме: Уступки Москве — "немыслимый провал" Обамы

Основной целью ЕС в институциональном смысле, в том, что касается отношений с Россией, должно быть укрепление институтов нового европейского порядка по всей территории ЕС в качестве принципиально важных, определяющих политических игроков, причем на единой европейской основе, а не на основе структур отдельных государств-членов. Двойственная природа российского режима — капиталистического и недемократического, европейского и анти-евросоюзовского — требует подобной стратегии.

Евросоюз должен воспользоваться той двусмысленностью и двойственностью, которая лежит в основе российской суверенной демократии. Он должен использовать тот факт, что легитимность нынешнего российского режима внутри страны основывается в значительной степени на том восприятии, что это режим, который стремится вернуть Россию обратно в европейскую цивилизацию. Это правда, что Россия не мечтает о том, чтобы быть частью ЕС, но стабильность России зависит от сохранения европейской природы ее режима. И неслучайно, что, в отличие от своих азиатских коллег-президентов, Владимир Путин решил уйти со своего поста и отказаться от формальной власти по окончании своего второго президентского срока. Кремль, лучше чем кто-либо, знает, что режим будет обречен в тот момент, когда российская элита утратит свою европейскую легитимность.

Создание институциональных стимулов для единства Евросоюза поможет Европе преодолеть структурные противоречия европейского проекта. Превращение ОБСЕ в политический форум, где страны-члены ЕС будут представлены все вместе как один единый Евросоюз, например, может стать тем типом институциональной инновации, который сможет блокировать усилия России, направленные на раскол ЕС. Если российская стратегия нацелена на то, чтобы подорвать Евросоюз, концентрируясь на двусторонних отношениях, приоритетом для ЕС должно быть стремление институционализировать Союз как партнера России на переговорах.

Евросоюз и США должны прекратить притворяться, что они обладают потенциалом для того, чтобы превратить Россию в либеральную демократию. Но, несмотря на это, Европейский Союз не должен позволять России отправлять его в состояние доброжелательной неуместности и ненужности.

Иван Крастев — председатель Центра либеральных стратегий в Софии.