Демонстранты, вышедшие на улицы Москвы и множества других российских городов по призыву внепарламентской оппозиции, требуют отмены результатов декабрьских выборов и проведения новых. Протестующие намерены продолжать акции до президентских выборов. Возможно, это подтолкнет Путина к действиям, к презентации четкой программы реального обновления страны.
Интернет окрыляет массы протестующих и в России. Участники демонстраций, организовываемых на общественных порталах, снова дают власти понять, что новое поколение активизируется. Парадоксально, что именно результаты десятилетия, ознаменованного именем Путина - стабильность и постоянный экономический рост, а также улучшающийся уровень жизни – укрепили средний класс, который уже не довольствуется этим ростом и ждет признания растущего веса общества. Он выступает против всепоглощающей коррупции, и, надеясь увидеть новые лица, не принимает то, что члены тандема циничным образом меняются местами, не объяснив сути сложившейся ситуации. К тому же, выход Медведева из игры лишил его всяческой, пусть и напрасной надежды на перемены. Чаша терпения переполнилась после декабрьских выборов, когда в крупных городах исчезли последние сомнения в том, что результаты правящей партии не отражают настроения общества.
Как и две крупные демонстрации прошедших недель, так и субботняя, показали, что протестующие, выражающие главным образом недовольство среднего класса, не хотят революции, а всего лишь указывают режиму на необходимость перемен. Демонстрации чаще всего очень разношерстные, зачастую протестующие не поддерживают ни одну оппозиционную партию. Им больше не нужна закостенелая политическая структура, центральный объект их агрессии – правящая партия «Единая Россия».
Признаком кризиса расценивается и то, что парламентская оппозиция с запахом нафталина за двадцать лет практически ничего не сделала. Руководители же внепарламентской оппозиции, призывающие своих сторонников выйти на улицы, такие как уже показавший себя будучи в 90-ых первым вице-премьером Немцов или коррумпированный до мозга костей Касьянов, представляют вовсе не будущее, а прошлое. Блогер Навальный и лидер движения в защиту Химкинского леса Чирикова, которых поддерживают протестующие, с одной стороны, неизвестны за пределами Москвы, с другой стороны, далеко не политики. Тот факт, что последний советский генсек Гобачев поддержал демонстрантов, призывая Путина уйти, заслуживает внимания только в западной прессе.
Многие считают, что недовольство крупных городов застало власти врасплох. Встречаясь в начале ноября с членами «Валдайского клуба», Путин уже говорил о том, что политическая элита и общество слишком отдалились друг от друга, а борьба с коррупцией недостаточно эффективна. Судя по всему, власти намерены начать работу с окрепшим средним классом, или, как сказал серый кардинал Кремля Сурков, с «партией раздраженных городских сообществ». Об этом свидетельствует создание партии «Правое дело», а также номинация Б.Прохорова в качестве кандидата в президенты. О создании умеренной либеральной партии говорил и Кудрин, выставленный из правительства Медведева министр финансов, старый боевой товарищ Путина. Эта идея, запуск «застрявшего» общественного лифта, лежит и в основе созданного по инициативе Путина «Всероссийского народного фронта».
В то же время на упомянутой встрече Путин подчеркнул, что человек не может вылезти из собственной шкуры, стать совсем другим, так и он останется Владимиром Путиным. Из его слов стало очевидно, что после проведения выборов он планирует не только проводить реформы, в основе которых будет лежать обеспечение стабильности, но и представить подробную программу грядущих изменений. Правда, еще до выборов надо убедительно доказать, что Путин 2.0 – политик, не только осознающий стоящие перед ним вызовы, но и готовый с ними бороться. Такой, который вместо расторгнутого договора с обществом, предлагавшего управляемую демократию в замен на благополучие, сможет предложить новый. Предвестником этого мог бы стать распад тандема, при котором два его члена выступили бы в честном соревновании. Тандем в любом случае больше не нужен, и Медведев может сесть в кресло Председателя Правительства только по решению Путина. Но и это пока не определено наверняка! Он потерял доверие в глазах своих сторонников, а другими и вовсе не ценился. Президент в любом случае услужил лишь тем, что в последнем президентском обращении упомянул несколько элементов реформы политической системы, свержения существующего режима и движения в сторону оживления, на что неделей раньше указал Путин. Об этом говорил и новый спикер Госдумы Нарышкин, который, в отличие от своего предшественника, подчеркнул, что парламент как раз таки место для споров. В то же время тот факт, что на его место во главу администрации президента поставлен Иванов говорит о том, что обновление Путин будет осуществлять, основываясь на преемственности. Тот факт, что власть после начального ожесточения с большим пониманием относится к акциям протеста, пытаясь предотвратить более жесткие шаги, говорит об осознании новой ситуации.
Но этого мало. Общество ждет большего, Путину далеко не только для себя надо быстро, но, не мельтеша, предпринимать шаги. Огромная ответственность лежит на его плечах. В связи с отсутствием альтернативы его победа еще в первом круге вполне вероятна. Согласно данным исследовательского института ВЦИОМ, его популярность сегодня оставляет 51%. России в шатком мире нужен легитимный, сильный, готовый к обновлению президент, а не хаос. Противоположный сценарий был бы на руку исключительно ее конкуренту.