За восемнадцать месяцев кризиса некоторые лишаются заработанного за сорок лет труда, а некоторые обретают сказочное богатство. Рой Бенсон (Roy Benson), глава операторов с Wall Street видел множество подобных примеров. Он любит повторять эту фразу всем, от журналистов до биржевых агентов и всех тех, кто в первый раз сталкивается с Нью-Йоркской фондовой биржей (Nyse).
История экономики полна примерами капиталистов, которые за немногие месяцы теряли все, и другими примерами более удачливых людей, которые, играя на постоянном изменении курса во время кризиса, стали еще большими богачами. Нельзя найти лучшего свидетеля подобных событий, чем журнал «Форбс», который в текущем году обнаружил 1 011 миллиардеров по сравнению с 793 в прошлом году. Один из самых эмблематичных и недавних персонажей — Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal), стальной король, который практически доминирует на мировом рынке.
Цены на металл значительно увеличились из-за все большего спроса со стороны быстро развивающихся стран. Миттал, родившийся в бедной индийской деревушке, где нет электричества и водопровода, уже много лет живет в Великобритании и за последний год удвоил свои капиталы с 11 до 22 миллиардов фунтов стерлингов (с 13 до 26 миллиардов в евро). Однако происхождение его богатства связано с «несчастливым» событием.
В семидесятые годы индийское правительство решило заблокировать частное финансирование в стальную промышленность, и семья Миттала неожиданно лишилась своего предприятия и рынка сбыта. Тогда она открыла дело в Индонезии, и Миттал стал директором фирмы всего в 26 лет. За короткий период благодаря новым технологиям и внимательному отношению к ценам ему удалось создать одну из самых больших компаний в Индонезии. Остальная его история полна успехов, он открывал и вводил в строй предприятия по всему свету от Мексики до Северной Африки, от Алжира до Соединенных Штатов.
Карлос Слим (Carlos Slim), мексиканский магнат в телефонной отрасли тоже сумел победить кризис. Более того, второй год подряд он оказывается на первом месте среди богачей мира. Его капитал оценивается в 74 миллиарда долларов, но он оказался и человеком, который более всех сумел обогатиться за 2010 год, увеличив свое состояние на 20,5 миллиардов долларов по сравнению с 2009 годом.
Карлос Слим Элу возглавляет холдинговую компанию Grupo Carso, основанную 25 лет тому назад. Он расширил свои интересы и приобрел предприятия в табачной, строительной и шинной промышленности. Не довольствуясь этим, он сделал инвестиции в шахты, страховой и ресторанный бизнес, в дистрибьюторскую сеть.
Но кроме привычных известных имен другие богачи тоже идут в наступление. Всего несколько лет тому назад в Нью-Йорке признанными королями шоппинга были японцы, потом наступил черед корейцев, китайцев и русских. Теперь впереди бразильцы. Экономика реала (бразильская валюта) зарегистрировала самый высокий уровень роста за последние пятнадцать лет.
Курс реала вырос вдвое с 2003 года, и теперь бразильские миллиардеры высадились в Нью-Йорке. Это народ калибра Эйке Батиста (Eike Batista), владельца месторождений железа и золота в Бразилии. Магнат, который базируется в Сан-Паулу, провел большую часть своего детства в Европе, в основном в Германии, где он начал изучать инженерное дело, но до диплома о высшем образовании не дошел.
В 1980 году он вернулся в Бразилию, где основал компанию по продаже золота и еще одну Ogx по поиску месторождений нефти и газа. В 2010 году он стал самым богатым человеком Бразилии, его состояние оценивается в 27 миллиардов долларов, что делает его четвертым по богатству человеком в Америке и восьмым в мире, а в прошлом году он был всего лишь на 67 месте.
Помимо бурения Эйке Батиста в последние три года обязан своим богатством росту цен на золото и росту комиссионных, связанных с его продажей.
Если какой сектор не знает о кризисе, так это торговля предметами роскоши. Этот бизнес не цикличен по определению, и в последние годы его рост не замедлялся. Это известно французу Бернару Арно (Bernard Arnault), основному акционеру группы Lvmh (Louis Vuitton, Moët Hennessy), который благодаря своим роскошным брендам за последние два года увеличил свое состояние с 24,5 миллиардов долларов до 41 миллиарда долларов.
Среди тех, кто увеличивает свои капиталы, не могут не присутствовать блестящие представители международных финансов. Самым известным из них, человеком, заработавшим за первые шесть месяцев этого года более 11 миллиардов долларов, поставившим на скачок в ценах на золото и понижение курса акций, является Раймонд Далио (Raymond Dalio), глава фонда Bridgewater Associates. Далио — сын итальянских иммигрантов, в 12 лет он прислуживал известным операторам Wall Street и очевидно от них научился самым секретным финансовым секретам, если правда, что его фонды в 2008 году составляли примерно 54 миллиарда долларов, а сейчас они превысили 100 миллиардов долларов.
Если обратить взоры на восток, то и там кризис не привел, по-видимому, ко многим жертвам. Наоборот. Если только два года тому назад российские магнаты понесли наибольший урон от кризиса 2008 года, то сегодня олигархи вернулись на авансцену сказочно богатыми. Они празднуют свое возвращение и тратят громадные суммы денег. В 2011 году в России практически удвоилось число миллиардеров.
Форбс, например, насчитал 101 миллиардера по сравнению с 62 в 2010 году, а Москва восстановила свое первенство среди городов мира с наибольшим числом миллиардеров, потеснив Нью-Йорк.
Самой показательной фигурой является Алишер Усманов, главный российский добытчик железосодержащих минералов, акционер лондонской футбольной команды «Арсенал», который хотя и понес тяжелый урон в результате кризиса 2008 года, но в этом году, кажется, с блеском восстановил свое состояние, оцениваемое в 12 миллиардов евро или примерно в 16 миллиардов долларов.
Говорят, что магнат, который проводит свое летнее время на борту суперяхты на Сардинии, недавно потратил рекордную цифру в 65 миллионов евро на покупку дворца восемнадцатого века в Санкт-Петербурге. Это самая высокая цифра, уплаченная за частный особняк.
«Кризис в своей начальной фазе ударил по зубам российских олигархов, - говорит бизнесмен из Москвы. - Кое-кто рисковал быть сметенным волной в результате обвала рынков. Но они сумели устоять и теперь посмеиваются. Немногие богачи мира умеют тратить деньги в таких количествах. Почему не заплатить 40-50 миллионов евро за прелестный домик, если в кармане 10 миллиардов и даже больше?»
Быстрое восстановление олигархами своего богатства связано с возобновлением роста цен на сталь и энергоносители и с российской биржей, которая выросла на 20% за несколько месяцев.
И, наконец, Азия. В 2011 году в Китае продолжался головокружительный экономический рост. В результате национального экономического бума умножилось в несколько раз число супербогачей. Самым богатым является Лиан Вэньгэнь (Liang Wengen), магнат в области строительной индустрии, его состояние оценивается в 11 миллиардов долларов. Согласно данным исследовательского института Hurun в Шанхае, за два года число китайских миллиардеров удвоилось: в 2009 году их было 130, а в 2011 году стало 271, а к 2014 году число миллиардеров может увеличиться еще на 20%.
Интерес богатых к искусству традиционно приписывается европейской элите. Информационное агентство «Artprice» подсчитало, что сумма продаж на китайских аукционах предметов искусства превысила 9 миллиардов долларов. Кризис есть, но не для всех.