Почти в каждой дискуссии на тему генетически модифицированных продуктов питания фигурирует несколько одних и тех же персон. Их публикации и высказывания должны служить ключевым доказательством вреда ГМО-растений на человеческий организм и окружающую среду. Достаточно вписать эти фамилии в поисковик, чтобы появились тысячи ссылок на интернет-сайты. Эти люди выступают по телевидению, о них пишут газеты, о них снимают документальные фильмы. Они стали настоящими иконами борьбы с ГМО, вызывающими, однако, немало сомнений. Поэтому мы решили проверить, действительно ли то, что они проповедуют, является обоснованной критикой и серьезным предостережением перед опасностью новой технологии.
* * *
Звезда Ирины Владимировны Ермаковой взошла в 2005 году. Эта российская ученая-нейробиолог, работавшая тогда в московском Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, поделилась с журналистами информацией, что ее команда получила тревожные результаты изучения группы крыс, которых кормили ГМО-соей. Среди их потомства была отмечена в шесть раз большая смертность по сравнению с грызунами, которых кормили обычной соей. Кроме того, все потомство крыс, которое ело сою-ГМО, было менее крупным и более слабым. За результатами исследований российского ученого начали охотиться в Интернете более 500 организаций. Этим занялись и некоторые польские ученые, например, профессор Тадеуш Жарский (Tadeusz Żarski) и доктор Кристина Лисовска (Krystyna Lisowska) – молекулярный биолог из Центра онкологии в городе Гливице, член Комиссии по вопросам ГМО министерства окружающей среды.
Европейская комиссия, обеспокоенная многочисленными сообщениями на тему Ермаковой, велела Европейскому агентству по безопасности продуктов питания (EFSA) проверить результаты исследований российской ученой. То же самое сделали британские власти, поручив Консультативному совету по новым видам продуктов питания и технологий пищевой промышленности (ACNFP) внимательно присмотреться к гремевшей в СМИ теме.
И здесь возникла проблема. Обеим организациям нечего было оценивать, поскольку Ермакова не опубликовала результатов своих исследований ни в одном научном журнале! Почему этот факт существенен? Публикация работы в престижном периодическом издании связана с необходимостью предоставить детали проведения эксперимента и процедур, а также привести точные результаты. Кроме того, прежде чем такая статья увидит свет, с ней знакомятся анонимные рецензенты - эксперты в данной области. Они могут обратиться к автору с просьбой внести дополнения или поправки или вообще отклонить статью, если она не отвечает стандартам. А в первую очередь такая публикация позволяет вести профессиональную дискуссию, так как другим ученым есть на что ссылаться. Поэтому ни EFSA, ни ACNFP не смогли выполнить возложенную на них задачу.
От нуля до героя
Ситуация была настолько странной, что престижный научный журнал Nature Biotechnology попросил Ермакову дать интервью, в котором она приоткрыла бы подробности своего исследования (что было, пожалуй, первым подобным случаем в истории научных журналов). После группа ведущих экспертов оценила сказанное российской ученой. Стенограмма этой странной дискуссии была опубликована в 2007 году. И оказалось, что изыскания Ермаковой – это сплошное надувательство, не отвечающие ни каким международным критериям, предусмотренным для экспериментов такого рода. И поэтому Ермакова даже не пыталась их публиковать. Заодно выяснилось, почему российская нейробиолог внезапно занялась настолько далекой от своей специальности проблемой. Она оказалась активным деятелем организаций, ведущих борьбу с ГМО, а в первый раз она представила результаты своих исследований на конференции, спонсировавшейся Гринписом. Если заглянуть сегодня на сайт Ермаковой, где она вывесила список своих публикаций, видно, что среди них до сих пор нет ни единой работы, опубликованной в научных изданиях.
Зеленая пропаганда
Многие организации т.н. «зеленых», включая Гринпис и Friends of the Earth, объявили ГМО беспощадную идеологическую войну. Их активисты искренне верят, что генномодифицированные растения – это воплощение зла, придуманное для того, чтобы ужасные биотехнологические концерны набивали себе карман. Каждой вере нужны свои пророки и мученики, и они были созданы.
Во всей этой истории может удивлять лишь то, почему некоторые (их подавляющее меньшинство) люди с научными званиями опираются на авторитет мошенников? Ведь полностью отметая ГМО, мы можем выплеснуть вместе с водой ребенка. Эта многообещающая технология, действительно, заслуживает спокойного и рационального обсуждения.