Утверждение о новостях с китайско-финской границы, конечно, является оксимороном. Однако в названии просматривается определенная тенденция – в глобальной путанице возможны самые разные сценарии развития событий.
В сентябре этого года Пекин представил программу развития страны до 2047 г. – сотого юбилея Китайской Народной Республики (КНР). В ней Китай представляется как современное, демократическое, богатое и мирно сосуществующее с соседями социалистическое государство, не стремящееся к мировому господству.
На фоне финансовых проблем Запада КНР действительно выглядит как спасательный круг. 28 октября 2011 г. The Financial Times сообщила о том, что Китай, скорее всего, включится в процесс создания стабилизационного фонда еврозоны, если лидеры ЕС предоставят ему убедительные гарантии безопасности инвестиций. Говоря конкретно, Китай может выделить Европе (напрямую или через МВФ) от 50 до 100 млрд. долларов, если часть кредита можно будет предоставить в юанях.
Евросоюз является крупнейшим торговым партнером КНР. Поэтому Пекин заинтересован в том, чтобы Европа справилась со своими проблемами как можно скорее. При этом с надеждой в его сторону смотрит не только ЕС. Например, президент Казахстана Н. Назарбаев писал о том, что Евразийский союз должен быть открытым для сотрудничества с КНР. Как отметила польская Gazeta Wyborcza, китайцы по сути оплачивают американский бюджетный дефицит, помогают странам Европы, создают инфраструктуру в экваториальной Африке. Иными словами, на Китай надеются все.
Однако геополитические реалии более сложны, чем кажутся на первый взгляд. Когда китайцы спустили на воду свой первый авианосец, мировая пресса написала о том, что Китай включился в гонку вооружений. И действительно, Пекин говорит о своей новой миссии в мировом океане, предъявляя претензии на большую часть Южно-Китайского моря. В японском оборонном отчете этого года сказано о том, что стоит готовиться к регулярному появлению китайских кораблей у берегов Японии. Обострились территориальные разногласия Китая с Вьетнамом и Индией.
И все-таки от Китая до Финляндии далековато. Для этого нужно пройти всю Россию. Как быть с ней? По данным российской статистики, в 1993 г. в стране проживало 148,9 миллиона человек, в 2009 – 141,9 миллиона. При этом уменьшение численности населения в Псковской области (у самых границ Финляндии) просто катастрофическое – 11,5%. Причины везде одни и те же – хронические болезни, алкоголизм, бедность, преступность и короткая продолжительность жизни.
В то же время Китай и Россию объединяет желание противостоять Западу, особенно Америке. А что можно сказать об их экономических связях? Профессор Московского университета В. Гельбрас говорит о том, что у Пекина на Дальнем Востоке имеется четкая программа действий, а у Москвы ничего подобного нет – ее политика в данном регионе во многом спонтанна.
В 2009 г. в Нью-Йорке президент России Д. Медведев и лидер КНР Ху Цзиньтао утвердили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы. В соответствии с положениями данной Программы Китай займется постройкой / развитием 94 объектов на территории России. По словам В. Гельбраса, это означает лишь то, что в РФ появится не меньше 94 городов, в которых будет проживать китайское этническое большинство.
Китай в своей политике «российское направление» отдельно не выделяет, т.к. в отношениях со всеми странами стремится прежде всего к получению выгоды, и политические связи в данном контексте как бы уходят на второй план. Скажем, китайско-российская граница проходит по фарватеру реки Амур, но в 2010 г. Пекин весьма обоснованно потребовал пересмотреть ее в свою пользу в 160 местах. Это связано с тем, что фарватер реки меняется – и в силу естественных причин, и из-за укрепление берегов, особенно с китайской стороны. В результате Амур «расширяется» в сторону России, и соответственно смещается фарватер. При этом невозможно доказать, что действия Китая являются преднамеренными.
Кроме того, на протяжении многих лет идут разговоры о неравноценном товарообмене между двумя странами. В 2010 г. объем торговли России и Китая достиг 59,3 млрд. долларов. При этом у РФ образовался торговый дефицит в сумме 18,7 млрд. долларов. 56% российского экспорта составили минеральные ресурсы, 14,2% – древесина, еще 14% – продукция химической промышленности, и только 7,9% – высокотехнологичное оборудование и средства транспорта. Китайцы экспортировали в Россию товаров на сумму 39 млрд. долларов, и в их случае половину составили машины и оборудование, другую половину – одежда, обувь, металлические изделия и продукты питания.
Одновременно Китай развивает сотрудничество с другими странами постсоветского пространства. Когда у Белоруссии закончились деньги, ее правительство начало переговоры о продаже одной из крупнейших в мире компаний по производству калийных удобрений «Беларуськалий» китайским государственным компаниям. Кроме того, Пекин в прошлом году открыл миллиардную долларовую кредитную линию для Белоруссии – на постройку дорог, электрификацию железнодорожных путей, создание белорусско-китайского технопарка и т.д. Наконец, в Минске проектируется «Китайский квартал».
Также Ху Цзиньтао в июне этого года посетил Украину, где со своим коллегой В. Януковичем принял участие в церемонии подписания торгового соглашения на сумму 3,5 млрд. долларов. С Казахстаном у Китая подписан договор о стратегическом партнерстве, а Туркмении Пекин недавно выделил четырехмиллиардный долларовый кредит на двукратное увеличение экспорта природного газа в Китай. России такая активность китайцев в зоне ее влияния не нравится, но она практически ничего не может с этим поделать.
В современном мире угрозы и интеграция идут нога в ногу. Америку и Китай связывают не только крепкие торговые узы, но и различные социальные проекты. Например, в США обучается примерно 125 тысяч китайских студентов, и там все чаще используется выражение «Китай как ответственный субъект международной политики». Растет список тем, обсуждаемых на ежегодных консультациях двух стран, включая проблемы безопасности.
Бывший глава Объединенного комитета начальников штабов США М. Муллен (M. Mullen) в своей статье «Шаг на встречу доверительным отношениям с Китаем» (A Step Toward Trust With China), опубликованной в «The New York Times», объяснил, почему в мая текущего года пригласил своего коллегу из Китая генерала Чень Бингдэ (Chen Bingde), у которого до этого сам был с дружеским визитом. Американцы показали гостю беспилотник «Хищник» (Predator), а китайцы в свою очередь организовали им экскурсию на свою новейшую подводную лодку и позволил взглянуть на истребитель J-11, скопированный с российского Су-27СК. По словам адмирала, это не был разговор по душам, но представители обеих стран общались, искали точки соприкосновения и вышли на новые формы сотрудничества.
В статье китайского издания «Economic Observer» под названием «Одиночество великой страны» говорится о (не)участии Китая в ряде территориальных споров, в результате чего Пекин столкнулся с дипломатической проблемой, суть которой заключается в его неспособности четко заявить о своих интересах и растущем недоверии по отношению Китаю со стороны других стран. Получается, что держава с второй по величине экономикой мира в геополитической борьбе ведет себя как игрок среднего уровня или вообще пытается остаться незамеченной. Иными словами, Пекин часто не в состоянии разъяснить свою позицию, что ведет к непониманию и недоверию со стороны его партнеров.
При этом профессор Д. Най (J. Nay) из Гарвардского университета считает преувеличенной китайскую угрозу, т.к. не учитывается то обстоятельство, что Китай окружают далеко не самые слабые государства (такие как Япония, Индия, Южная Корея или Вьетнам). Так что сдерживающая сила присутствует. Парадокс заключается лишь в том, что Россия в этой системе противовесов является самым слабым звеном.
Никто не знает, когда дождемся Китая где-то у своих границ. Но если это все-таки случится, и Китай, и граница уже будут совсем не такими, какими мы их видим и представляем сегодня.