Некоторые экономические концепции вечны, а некоторые со временем угасают. Объединение БРИК, чье придуманное 10 лет тому назад название используется повсеместно, следует отправить на свалку.
Термин БРИК, ставший детищем ума Goldman Sachs, был изобретен в 2001 году для описания группы развивающихся стран в составе Бразилии, России, Индии и Китая, которые готовы были вылететь из катапульты мощного экономического развития, чтобы приземлиться в премьер-лиге глобальной экономики.
Подобно многим успешным продуктам, сокращение БРИК точно улавливало дух времени: тот кипучий энтузиазм, которым сопровождалось экономическое процветание стран победнее. Во многом прошлое десятилетие оправдало и даже превзошло хмельной оптимизм тех дней. Прежде всего, это касается Китая, где темпы роста составляли около 10% в год.
По данным Goldman Sachs, КНР в 2026 году по общим размерам своей экономики перегонит Соединенные Штаты Америки.
Однако ближайшие перспективы для крупных стран с развивающейся экономикой выглядят все менее радужными.
Китай сталкивается с экономическими волнениями и гражданскими беспорядками, которые нисколько не утихают. И происходит это в момент, когда он готовится к знаковой смене руководства в Пекине. В ноябре в 49 из 70 крупнейших китайских городов снизились цены на недвижимость.
А Европа, являющаяся главным экспортным рынком Китая, сползает в болото рецессии.
HSBC отмечает, что в октябре и в ноябре отток капитала из Китая превысил приток средств в эту страну, что стало беспрецедентным поворотом событий.
Индии на ее пути грозят еще более серьезные ухабы и рытвины, поскольку инфраструктурные проблемы, бедность в сельской местности, склеротичная социальная система и коррупция подрывают ее перспективы. Рупия находится в состоянии свободного падения, инфляция упорно растет, и вся страна страдает от весьма тревожного дефицита бюджета и текущих статей платежного баланса.
В прошлом месяце Индия поставила на полку свои планы открытия розничного сектора для иностранных инвесторов в условиях угасания стремления к экономическим реформам.
Бразилия выглядит более устойчиво и надежно, но и она в третьем квартале не показала никакого роста из-за негативных последствий замедления развития в других странах и снижения спроса на сырье.
Россию, которая является уродливой сводной сестрой в квартете БРИК, вообще не следовало включать в его состав, учитывая ее мрачную демографическую ситуацию, устрашающие проблемы здоровья населения и непрекращающуюся зависимость от нефти и газа.
В 2012 году события на Западе будут иметь критическое значение, и весьма сомнительной кажется мысль о том, что эти четыре страны вообще не подвергнутся той глубокой рецессии, которая угрожает Европе и США.
В частности, в Китае наблюдается серьезное замедление, последствия которого скажутся на всем мире. Это может превратиться в экономический спад, не уступающий кризису 2008-2009 годов. Уже сейчас появляются первые признаки испуга инвесторов.
По данным Bloomberg, отток капитала из стран БРИК составил в этом году 14,7 миллиарда долларов.
Фондовый индекс FTSE по крупным добывающим компаниям во второй половине 2011 года резко упал на фоне беспокойства по поводу роста в Азии. Конечно, циклический спад сам по себе не повод для отказа от концепции БРИК: ведь этим термином описывается явление более долговременного развития.
Данная аббревиатура стала неотъемлемой деталью инвестиционного ландшафта. Она определяет состояние акционерного капитала и индексов. Этим сокращением пестрят многочисленные экономические исследования и статьи.
Правительства входящих в это объединение стран, к которым недавно прибавилась Южная Африка, одобряют данную ассоциацию и подтверждают факт ее существования проведением с 2009 года саммитов БРИКС. Очередная такая встреча в верхах должна состояться в марте.
Однако в действительности у этих стран мало общего, а их экономические и политические перспективы будут все больше разниться. Если выйти за рамки дипломатической символики, то объединение БРИКС не сумело продемонстрировать никакого политического единения, и вряд ли сможет сделать это в будущем.
Показателем этого стал досрочный уход в прошлом году Доминика Стросс-Кана с поста главы Международного валютного фонда. Усиливающиеся державы совершенно справедливо заявили, что им должны быть предоставлены более обширные права за столом переговоров, и что пора лишить Европу монополии на руководство этим фондом.
Форум БРИКС мог бы стать прекрасной площадкой для изложения данных требований западным державам. Однако БРИКС провалила этот экзамен по той простой причине, что противоречий между ее членами намного больше, чем точек взаимного интереса.
Безусловно, крайне желательно, чтобы Китай и Индия вели на саммитах переговоры; однако это вряд ли может означать, что данные страны, относящиеся друг к другу с неизменной нервозностью, превращаются в союзников.
В начале декабря Goldman Sachs в своем новом докладе сообщила, что самый крупный шаг вперед в направлении глобального роста эти страны уже сделали.
Впереди их ждут серьезные трудности и неудачи. В частности, усиливающиеся признаки гражданского неповиновения в Китае и России станут испытанием для закоснелых структур власти данных стран.
Россию, конечно же, необходимо исключить из состава этой группы по причине ее слабого экономического потенциала, коррумпированных правовых и политических институтов, и долговременной убыли населения.
Кое-кто говорит, что самым логичным кандидатом ей на смену может стать Индонезия. Но опять же, как насчет Мексики или Турции, которые являются весьма многообещающими странами?
История долговременного развития на формирующихся рынках ни в коем случае не заканчивается. В 2050 году страны БРИКС должны войти в состав шестерки самых крупных мировых экономик, о чем свидетельствует последний прогноз Goldman Sachs. Кто знает, может, он и оправдается.
Однако, что касается доходов на душу населения, то страны БРИКС останутся в рядах отстающих. И между ними всегда было больше разделяющих их отличий (в том числе, в резко различающихся политических системах, обществах и демографической ситуации), чем объединяющих моментов. А поскольку общая валюта БРИКС в виде сверхбыстрого роста заканчивается, эти страны натыкаются на стену.