Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вторая холодная война

Генералы готовятся к войне прошлой вместо будущей

© коллаж ИноСМИКарел Крамарж и То́маш Гарриг Ма́сарик
Карел Крамарж и То́маш Гарриг Ма́сарик
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первую холодную войну мы, чехи, после долгой серии поражений (период 1948-1989 надо считать таким унижением), наконец, все же выиграли и снова оказались там, где уже более тысячи лет назад пустили свои корни, то есть в культурной среде, из которой мы всегда черпали силы и вдохновение и в которую также вносили свой вклад.

Первую холодную войну мы, чехи, после долгой серии поражений (период 1948-1989 надо считать таким унижением), наконец, все же выиграли и снова оказались там, где уже более тысячи лет назад пустили свои корни, то есть в культурной среде, из которой мы всегда черпали силы и вдохновение и в которую также вносили свой вклад.

Конечно, несмотря на это, тенденции обратиться к Азии после всего предыдущего периода снова и снова появлялись. Мы проскочим важную с точки зрения политики и власти миссию Кирилла и Мефодия, учительскую деятельность Святого Прокопа в долине реки Сазава и отчаянные попытки дипломата Вацлава Будовеца (Václav Budovеc) получить у султана поддержку против католического господства.

Решающим для нас было и есть национальное Возрождение, вылившееся в два едва ли совместимых друг с другом политических течения. Их представители – Масарик (Masaryk) и Крамарж (Kramář).

Между Крамаржем и Масариком в течение всего их пребывания в политике было определенное напряжение, и это напряжение достигло апогея после возникновения самостоятельного государства. И хотя у них было и кое-что общее (например, неприязнь к католической церкви и попытка сделать австрийское государство федерацией), разногласий между ними все равно было много. Поскольку невозможно в коротком тексте такого типа описать все подробности, я пошел на определенный компромисс и схематично изобразил основные различия двух политиков.

Масарик (1850-1937)

Образование – философия (ученый)
Семья – бедная
Работа – учитель
Направление
– Запад и европейство
Женщина
– Шарлотта (США), супруга, преданная
Ценности – этические (аскетичность)
Нация – многонациональность (за евреев и немцев)
Россия – критика («Россия и Европа», 1913)
Вероисповедание – протестант 
Рукописи Краледворская и Зеленогорская – правда выше славы
Взаимоотношения – осуждение Крамаржа
Партия – маленькая и либеральная (реалисты)
Война 1914-1918 – эмигрант; легион (смертная казнь)

Крамарж (1860-1937)

Образование – экономика (юрист)
Семья
– богатая
Работа - предприниматель
Направление – Восток и панславизм
Женщина – Надежда (Россия), подруга, расточительна
Ценности – эстетические (архитектура)
Нация - национализм (против евреев и немцев)
Россия - принятие («Русский кризис», 1921)
Вероисповедание – склонность к мистическому романтизму
Рукописи Краледворская и Зеленогорская – слава выше правды
Взаимоотношения – ревность к Масарику
Партия – большая и консервативная («Младочехи»)
Война 1914-1918
– диссидент, криминал (смертная казнь)

Эти два политика воплощают два возможных направления развития чешской политики, и, конечно, было бы полезно заняться подробным анализом, особенно сейчас, когда нынешняя политика страдает от полной идейной пустоты. Создание чего-то совершенно нового за всю историю никогда не имело успеха: всегда надо было основываться и ссылаться на прошлые времена. Здесь у нас есть определенная база.

Я считаю, что это счастье чешского народа, что он отправился по пути Масарика, а не Крамаржа, но, к сожалению, мы прошли лишь небольшой отрезок этого пути. Я допускаю, что легитимен и образ мыслей Крамаржа, причем у него есть чему поучиться.

Проблема заключается в том, что в настоящее время очень легко злоупотребить взглядами Крамаржа, и многие так и делают. Следует напомнить, что Крамаржа, несмотря на то, что он был очарован русской душой и традициями, охватило бешенство из-за коммунистического переворота и того, что было после него. Конечно, мы можем спорить, было ли установление коммунизма в России результатом предшествовавшего самодержавия или, наоборот, это был чужеродный элемент, разрушавший все положительное, оставшееся от прошлого. Точно также мы можем спорить о том, что нацизм уже давно дремал в немцах для того, чтобы, например, Ницше выразил его на несколько десятков лет раньше, или это совершенно чужое влияние, противоречащее монументальной традиции гуманизма со Средних веков. В любом случае известно, что Риббентроп и Молотов в сентябре 1939 года пожали друг другу руки и заключили договор о взаимной дружбе (буквально). А потом случилось так, что между демократическими государствами и Советским Союзом разгорелась холодная война.

Однако холодная война не закончилась. А если закончилась, тогда у нас уже идет вторая холодная война. Только надо, чтобы мы это поняли, а также поняли то, что новая война обычно ведется уже другими средствами. И если обе предыдущие «горячие» войны с некоторой разницей велись на фронте, и, несмотря на сложную технику, в итоге это был бой человека с человеком, то первая холодная война уже была совершенно другой. Главным инструментом русской экспансии тогда была ложь коммунистического понимания справедливости, и Европа, чтобы гражданское общество на демократических выборах не приняло что-то подобное, должна была настаивать на социальных гарантиях (определенные последствия этой модели мы ощущаем до сих пор). Прежний способ ведения войны хоть и представлял угрозу, однако, за исключением нескольких локальный территорий (например, Корея, Вьетнам, Ангола, Афганистан и др.) он не вспыхнул нигде.

Помимо борьбы за благополучие и довольство (что сегодня кажется смешным, однако, были времена, когда все было иначе) шла гонка в завоевании космоса, автомобильной промышленности, спорте и даже в развитии катастрофических событий. Фоном была мотивация получить перевес в военной области и, главное, подвести народ к тому, чтобы он сверг свое правительство. Результат уже известен: произошло свержение тоталитарных режимов, а не наоборот.

Конечно, не надо питать иллюзий, что так произойдет и в отношении России. Россия все еще питает мессианские страсти и пытается бороться с Америкой и другими демократическими государствами. Но оружие уже другое. Конечно, и раньше работала разведслужба, и кто-то когда-то проводил операции в чужой стране. Но сегодня это главное оружие.

Надо считаться с тем, что у России была очень разветвленная сеть разведывательной службы в других государствах: прежде всего, в сателлитах и, конечно, в других странах. О том, кто из чехов сотрудничал с КГБ, у нас нет никакой информации, что сильно контрастирует с тем, что списки сотрудников наших спецслужб есть в интернете и не представляют большого интереса для гангстеров. Конечно, было бы очень глупо думать, что бывший офицер КГБ Путин не захотел работать с этой сетью. К этому добавилось дешевое обогащение русских за счет продажи природных ресурсов. Результат: их люди почти повсюду, они могут раздавать взятки, чтобы заполучать новых сотрудников. Для этого, конечно, необходимо сохранять коррупционную среду. То есть нам остается только догадываться, кого русские купили, а кого - еще нет (хотя иногда они прибегают и к старым методам, например, снимают видео с каким-нибудь консерватором в сауне). Однако в какой-то степени догадаться можно: кто все время за русских, кто нас подталкивает к тому, чтобы мы были зависимы от России, кто вступается за политиков, чье коррупционное поведение доказано, кто отрицает гражданское общество, являющееся главной опорой в борьбе с коррупцией, кто постоянно нападает на Брюссель и бредит национальными государствами?

У этих людей уже другие задачи, и война уже выглядит так: теперь первая задача развалить ЕС по старому римскому принципу «divide et impera» («разделяй и властвуй»), чтобы нанести удар по евро и разбить еврозону. Финансовый крах отдельных стран позволит за нефтедоллары покупать собственность, а также новых и новых людей в других странах, чтобы иметь своих шестерок и слуг на самых высоких постах. Однажды, когда списки агентов станут достоянием общественности, мы ужаснемся, кто был среди них. И что потом с этими людьми? Это достаточно просто: главная модель – это путинская перестройка, и такая перестройка постепенно будет распространяться от государства к государству. Уже сегодня некоторые российские генералы обещают, что они нас, братьев славян, придут спасти «из германского плена».

Вернемся к Крамаржу. Крамарж был против коммунизма, и, конечно, он был бы против и сегодняшнего российского деспотизма, разрушающего демократию во всех областях. Но ссылаться на него было бы чистой ложью. Наверное, мы можем найти примеры и в российской истории, давайте вспомним: какие танки проезжали по нашим дорогам и улицам и стреляли в людей и дома? Когда в последнее время с российской стороны периодически звучат угрозы направить ракеты на Прагу или другие европейские города и когда в сильные морозы из России перестает приходить газ, воспоминания о танках оживают. Между Россией и Советским Союзом никакой огромной разницы нет.

Давайте будем бдительны! Это вторая холодная война, и она нисколько не более мирная, чем предыдущая. Мы можем снова потерять свою свободу и демократию! Мы должны в Европе держаться друг за друга и помнить о российской угрозе и других угрозах.