Прогнозы это всегда крайне опасная игра для журналиста и писателя. Мне доставляет огромное удовольствие высмеивать всех этих «серьезных» представителей из вашингтонского сообщества ученых мужей, не упускающих ни единой возможности ошибиться в самых очевидных и банальных вопросах. Но я также понимаю, что и сам, к величайшему сожалению, допускаю иногда грубые ошибки.
Пожалуй, самой заметной моей ошибкой стала радикальная переоценка политической фортуны республиканского губернатора из Техаса Рика Перри (Rick Perry). Вообще-то это ошибка довольно распространенная, ибо многие известные журналисты с самых разных концов политического спектра думали, что Перри сумеет разгромить Митта Ромни (Mitt Romney) на республиканских праймериз. Однако это обстоятельство меня не оправдывает, так как в 2003 году «многие» люди были за вторжение в Ирак.
Моя главная ошибка, которую я не повторю никогда, была двоякой. Во-первых, я вообразил, что Техас это пусть и не «поле политической битвы», но некая состязательная политическая арена. Во-вторых, я подумал, что граждане Техаса это отнюдь не бездумная и необразованная деревенщина, как их часто изображают. А поэтому популярному губернатору Техаса, каким был Перри, придется пройти испытание в ходе реальной конкурентной политической гонки.
Что ж, я был неправ, совершенно неправ. Из того постыдного фарса, в который быстро превратилась кандидатура Рика Перри, следовало понять, что в Техасе могут выбрать и шимпанзе, если ей удастся заручиться поддержкой местного отделения Республиканской партии. Штат, которым руководит столь явный и неприкрытый шарлатан как Рик Перри, должен столкнуться с гражданскими беспорядками, или по крайней мере, испытать смущение от того, что им управляет дебил. То обстоятельство, что Техас стал образцом «стабильности» во время спада (и что Перри сохранил свою популярность), очень многое говорит об ограниченных, неприятных и недалеких людях, населяющих этот захолустный штат.
Но хватит о прошлом, давайте заглянем в будущее. Вот плоды моих попыток составить всесторонний список прогнозов на 2012 год.
Владимир Путин одержит победу на президентских выборах в России – но не в первом туре голосования. Всех, и особенно обитателей Кремля, застали врасплох масштабы и мощь протестов, прошедших после выборов. С тех пор рейтинги популярности Путина опускаются до самого низкого уровня за большую часть прошедшего десятилетия. Не думаю, что будет российский Тахрир, но мне кажется, что недовольство образованных городских россиян достигло точки кипения. Увидев, что коррумпированная политическая система все же не обладает полным иммунитетом от народного давления, я считаю, что у противников Путина появится дополнительная мотивация и решимость, и они не дадут ему одержать победу в первом туре президентских выборов, проведя мощную кампанию протестного голосования.
Евразийский Союз выдохнется – и это гораздо менее смелое предсказание, чем предыдущее. Я считаю, что мысль о создании Россией всестороннего политико-экономического блока, сопоставимого с Евросоюзом, является глупостью. Наверное, Россия, Белоруссия и Казахстан продолжат делать скромные шаги в направлении расширения экономического сотрудничества, но происходить это будет не в рамках совершенно новой «евразийской» надстройки, и громкие заявления Путина о союзе быстро позабудутся, поскольку на первый план выйдут вопросы поважнее. А теперь последний прогноз, касающийся России.
Дмитрия Медведева вежливо, но твердо и решительно «задвинут», как сделали с Владиславом Сурковым, которого «повысили» и поставили возглавлять программу модернизации. Медведеву дадут должность с солидно звучащим названием, но реальных властных полномочий у него не будет. «Рокировка» оказалась ужасной идеей для всех причастных к этому делу людей, и с учетом этого мне кажется, что Путин вряд ли оставит Медведева на важном и влиятельном посту премьер-министра. Может быть, Медведев возглавит Конституционный суд, может быть, для него создадут новую должность, но возглавлять в течение шести следующих лет правительство ему вряд ли доверят.
Греция переживет дефолт. Опять же, это вряд ли может показаться чрезвычайно смелым предсказанием, но я все равно оказываюсь в стороне от «серьезного» консенсуса в западных СМИ, которые до сих пор считают, что «все как-нибудь устаканится». Достаточно посмотреть на цифры, чтобы понять: Греция не сможет длительное время расплачиваться по долгам. Хитрые европейцы, конечно же, найдут всему этому название, в котором не будет слова «дефолт». Я бы сказал, это будет какая-нибудь скучная и успокаивающая формулировка, например, «план поэтапной корректировки государственного долга». Но это все равно будет дефолт, как его ни назови. Значительную часть греческих долгов спишут, и это серьезным образом отразится на всей мировой финансовой системе.
ЕС попадет в тиски мощной рецессии, причем спад в 2012 году ожидает не только еврозону, но и весь Европейский Союз (включая Британию, Польшу, Чехию и т.д.). Степень тяжести этой рецессии будет существенно разниться от страны к стране. Если Голландия и Германия будут находиться в состоянии стагнации, то Италия, Португалия и Испания столкнутся с безработицей и дефляцией в масштабах Великой депрессии. Но невредимой не останется ни одна страна. Эта рецессия окажет беспрецедентное давление на и без того шаткую надстройку ЕС, и вполне возможно, что какая-нибудь из стран пойдет на неслыханный шаг и откажется от членства в Евросоюзе.
Сирия скатится в пропасть полномасштабной гражданской войны. Если почитать сообщения выдающегося автора Нира Розена (Nir Rosen) о быстром усилении межконфессиональной напряженности в Сирии, а также принять во внимание кровожадность и решимость протестующих и сил безопасности Асада, то возникает впечатление, что Сирия для такой войны созрела. И это будет отнюдь не старомодная гражданская война, в которой большие армии ведут напряженные сражения за овладение территориями и контроль над городами. Скорее, это будет больше похоже на Ирак периода 2005-2007 годов с его боями в условиях города между небольшими иррегулярными формированиями. Это будет выглядеть скорее как война уличных банд, чем как Аустерлиц.
Ближний Восток, и особенно Египет, останутся крайне нестабильными. Я написал несколько статей о том, что «арабская весна» никоим образом не сняла ту напряженность, которая стала причиной этих восстаний (медленный экономический рост в целом и исключительно высокий уровень безработицы среди молодежи в частности). Из-за этого весь регион и впредь будет охвачен нестабильностью, протестами и политическим хаосом. Я нисколько не удивлюсь, если египетская молодежь и через год будет сидеть на площади Тахрир, а военные будут избивать и стрелять в нее.
И последнее, по очередности, но не по значимости. В Северной Корее ничего особенного не произойдет. Из-за смерти Ким Чен Ира многие эксперты по внешней политике перевозбудились, говоря о возможной «оттепели» в Пхеньяне и даже об экономических реформах а ля Дэн Сяопин. Я пойду наперекор господствующему мнению и скажу, что хотя некоторые поверхностные перемены в Северной Корее и произойдут, это государство останется все таким же. К сожалению для давно уже страдающего народа Северной Кореи, мне кажется, что там свет в конце тоннеля пока не виден.
Как бы то ни было, важнее всех сделанных мною конкретных прогнозов является мое общее заключение о том, что 2012 год будет чрезвычайно важным годом для человечества, возможно, самым важным за те двадцать лет, что прошли после распада Советского Союза. Решения, принимаемые в предстоящие 12 месяцев (как правильно перестроить ЕС, как справиться с кризисом недвижимости в Китае, что США делать с Ираном, как России осуществить политические реформы), будут иметь такие последствия, которые повлияют на целые десятилетия. Каким бы ни стал 2012 год, скучать он не даст никому – это точно.