Берлин – В четверг президент Германии Кристиан Вульф отказался дать свое согласие на публикацию в самой продаваемой газете страны расшифровку голосового сообщения с его угрозами в адрес редактора газеты. Это произошло всего через день после телевизионного интервью президента, в котором он пообещал придерживаться принципа открытости и прозрачности в политике.
Этот конфликт между президентом и Каем Дикманом (Kai Diekmann), главным редактором газеты Bild, может привести к тому, что скандал вокруг главы государства, который он постарался не затрагивать в своем интервью, в ближайшее время не утихнет. Интервью президента в среду вечером посмотрели около 11,5 миллиона немцев.
Скандал разразился в декабре, когда репортеры газеты Bild начали расследование обстоятельств получения частного кредита, который г-н Вульф взял у богатого друга своей жены, будучи в то время губернатором Нижней Саксонии. Позже, когда г-на Вульфа спросили об этом, он отрицал, что у него с этим человеком были деловые отношения.
Перед тем как Bild опубликовала статью о кредите президента, г-н Вульф оставил гневное сообщение на автоответчике г-на Дикмана, угрожая «войной», если в газете появится эта статья, судя по цитатам сообщения, переданным газетой немецким информационным агентствам.
Во время своего телевизионного интервью в среду г-н Вульф принес извинения за оставленное им сообщение, добавив, что он всего лишь хотел отложить публикацию статьи на один день, пока он находился в поездке по Ближнему Востоку. В четверг его адвокат представил репортерам докладную записку на шести листах, в которой содержались подробности этого эпизода, поскольку часть того, что г-н Вульф сообщил в своем интервью, было попыткой открыто прояснить ситуацию.
Однако г-н Дикман заявил в отрытом письме, опубликованном в четверг, что поведение г-на Вульфа нельзя было назвать обходительным.
«Чтобы предотвратить возникновение непонимания в отношении содержания и мотивов вашего телефонного звонка, мы считаем необходимым опубликовать текст вашего сообщения»,- написал г-н Дикман. Он попросил у г-на Вульфа разрешения на публикацию текста в соответствии с немецкими законами о конфиденциальности личных переговоров.
В своем ответном открытом письме г-н Вульф ответил отказом. «Эти слова, сказанные мной в исключительно эмоциональном состоянии, предназначались вам и никому больше, - написал он. - Я принес вам свои извинения вскоре после случившегося. Вы приняли мои извинения. Это поставило точку в конфликте между нами, и, я полагаю, на этом следует остановиться».
Бенно Пеппельман (Benno H. Pöppelmann), юридический советник Немецкой ассоциации журналистов, сообщил агентству Reuters, что существуют серьезные аргументы против того, чтобы считать сообщение г-на Вульфа частным, имея в виду то, что газета Bild может опубликовать его текст без разрешения г-на Вульфа.
Этот конфликт еще раз подчеркивает то влияние, которое имеет газета Bild на политическом ландшафте Германии. Когда г-н Вульф еще был губернатором, он сумел наладить хорошие отношения с газетой, несмотря на свой развод и повторный брак с женщиной младше него – зачастую именно такие новости таблоиды вроде Bild смакуют с особым удовольствием. Газету Bild с ее смесью жестких политических репортажей, новостей из жизни общества и секса ежедневно читают около трех миллионов человек.
За последние годы немецкой прессе удалось вывести из игры и других политиков Германии. Шквал репортажей о том, что Карл-Теодор цу Гуттенберг (Karl-Theodor zu Guttenberg) незаконно заимствовал больше половины своей докторской диссертации, привел к его уходу с поста министра обороны в 2011 году, а предшественник г-на Вульфа, Хорст Келер (Horst Köhler) вынужден был уйти в отставку после критики его высказываний об Афганистане.
Канцлер Германии Ангела Меркель в основном старалась держаться в стороне от скандала, окружающего г-на Вульфа, которого она сама выбрала для, по большей части, формальной президентской должности в 2010 году. И канцлер, и президент принадлежат к партии христианских демократов. Если г-н Вульф уйдет в отставку, г-жа Меркель столкнется с критикой за то, что его выбрала, а поиск преемника г-на Вульфа займет много времени и вызовет множество споров.
Члены ее правящей коалиции хотят вернуться к работе, как обычно, в четверг, очевидно, удовлетворенные ответами г-на Вульфа во время 21-минутного телевизионного интервью. Оппозиция, напротив, осталась недовольна.
«Дело Вульфа еще не окончено, - заявил Томас Опперман, спикер парламента от самой значительной оппозиционной партии социал-демократов. - Хотел ли президент Вульф помешать публикации критической статьи или отложить ее? Получал ли он незаслуженные привилегии или нет? Превышал ли он свои полномочия, будучи губернатором? На эти вопросы ответов пока нет».