Президент Барак Обама и руководство Пентагона представили основные положения обновленной военной стратегии США, которая призвана сохранить военное превосходство Соединенных Штатов с помощью более компактных и эффективных вооруженных сил, способных дать ответ на глобальные вызовы.
Обновленная военная стратегия была подготовлена по поручению президента Обамы, отданному в прошлом году. Документ должен стать руководством для Пентагона в принятии решений и установлении приоритетов в условиях сокращения бюджета и острых межпартийных баталий по проблемам дефицита и государственного долга.
Подчеркивая значимость этого события, Обама приехал в Пентагон, где вместе с министром обороны Леоном Панеттой и председателем Объединенного комитета начальников штабов Мартином Демпси принял участие в официальном представлении стратегии.
В своем выступлении Обама напомнил об окончании боевых действий США в Ираке, выводе войск из Афганистана, уничтожении Усамы бин Ладена и успехе операции НАТО в Ливии. Он сказал, что теперь США вступают в переходный период.
«С окончанием военных действий в Ираке и Афганистане мы можем позволить себе сократить численность сухопутных войск, – заявил президент. – Мы продолжим избавляться от устаревших систем времен «холодной войны», чтобы освободить средства для развития направлений, необходимых нам в будущем, в том числе – разведки, борьбы с терроризмом и оружием массового уничтожения, а также возможности работать в той среде, куда нас пытаются не допустить наши противники».
Обама подчеркнул, что вооруженные силы будут «маневренными, гибкими и готовыми к работе в любых обстоятельствах и при любых угрозах». США укрепят свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Глава государства повторил заявления, сделанные в ноябре в Австралии, что сокращения «не коснутся этого ключевого направления».
Министр обороны Панетта заявил, что новая стратегия направлена на сбалансированное сокращение расходов на оборону на 487 млрд долларов в течение 10 лет, но сокращения не должны означать, что стране придется выбирать между национальной безопасностью и финансовой ответственностью.
По словам Панетты, «более компактные, хорошо оснащенные и боеготовые» вооруженные силы сфокусируют свое внимание на Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.
«Этот регион имеет все более важное значение для будущего американской экономики и нашей национальной безопасности, – заявил шеф Пентагона. – Это, например, означает укрепление потенциала, благодаря которому поддерживается высокий технологических уровень и свобода действий наших войск. В то же время США будут уделять первейшее внимание поддержанию нашего военного присутствия в ближневосточном регионе».
Панетта отметил, что американская армия должна быть готовой к участию сразу в нескольких конфликтах, «противостоять и наносить поражение более чем одному противнику одновременно».
Журналисты спросили председателя Объединенного комитета начальников штабов Демпси, что может означать принятие новой стратегии для Ирана.
«Это означает повторение того послания, с которым мы уже неоднократно обращались к Ирану: мы ожидаем, что они станут ответственным членом сообщества наций, не будут препятствовать свободе навигации, свободе передвижения, свободе доступа, – ответил он. – Мы также хотим быть уверенными, что они не станут обладателями ядерного оружия».
Президент Обама сообщил, что детали стратегии будут обнародованы в ближайшие недели. Он напомнил собравшимся слова президента Эйзенхауэра: «Любое предложение должно оцениваться с точки зрения более общего принципа: необходимости поддерживать баланс внутри национальных программ и между ними».
«После десятилетия войны и по мере укрепления источников нашей мощи, – продолжил Обама, – пришло время восстановить этот баланс».
Обама отметил, что в ближайшие 10 лет оборонный бюджет США будет расти не такими большими темпами, как в последние годы, но, несмотря на это, США смогут выполнять свои глобальные обязательства.
Отвечая на вопрос о сокращении военного присутствия США в Европе, Панетта сказал, что США будут и дальше выполнять свои обязательства по отношению к Европе, а Демпси добавил, что страна будет всегда действовать на основе традиционных стратегических партнерств, таких, как НАТО.