Москва – Общается ли ведущий активист российской оппозиции с пришельцами? Или только с врагами государства?
В прошедшие выходные на его личном сайте можно было увидеть фотографию смеющегося блогера Алексея Навального, ставшего лидером уличных демонстраций в Москве, рядом с пришельцем, голова которого похожа на луковицу.
Еще одна фотография, на которой г-н Навальный стоит рядом с разыскиваемым полицией опальным финансистом Борисом Березовским, появилась в субботнем выпуске газеты, которую прокремлевская группа распространяет в крупном провинциальном городе Екатеринбурге, как сообщили его жители. Подпись под фотографией гласит, что г-н Навальный «никогда не скрывал» своих связей с Березовским.
Сам г-н Навальный утверждает, что это подделка, и его заявление подтвердилось, когда на российских сайтах появилась оригинальная, неизмененная фотография блогера. Это, в свою очередь, вызвало шквал пародий с использованием измененных фотографий, включая снимок с пришельцем, что, вероятнее всего, призвано подчеркнуть устаревающую природу российской пропаганды.
«Владимир Путин и его команда не понимают интернет», - заметил г-н Навальный в своем телефонном интервью, упомянув премьер-министра страны.
Эта фотография, кажется, вполне в духе долгой и богатой российской традиции использования фотомонтажа в качестве политического инструмента. Измененные фотографии регулярно появлялись в советских журналах.
Через несколько часов после распространения этой газеты на фестивале ледовых скульптур в Екатеринбурге, находящимся в 850 милях к востоку от Москвы, реальный фотограф, сделавший этот снимок, написал в одном из блогов, что фотография подверглась монтажу. Такая цепочка событий иллюстрирует, как интернет и краудсорсинг в настоящее время меняют российскую политику, склоняя чашу весов в сторону активистов, таких как г-н Навальный.
Фотограф Алексей Юшенков, который не участвовал в монтаже снимка, выложил в интернет первоначальную фотографию и еще несколько кадров, сделанных до нее и после, что доказывает их подлинность.
На этих фотографиях, снятых в мае в студии радиостанции «Эхо Москвы», изображен г-н Навальный рядом вовсе не с г-ном Березовским, а с другим российским бизнесменом Михаилом Прохоровым, владельцем команды New Jersey Nets и кандидатом в президенты на выборах –очевидно, такое знакомство не может дискредитировать г-на Навального.
Несколько часов российские блогеры увлеченно занимались созданием фальшивых фотографий.
В сети можно было увидеть фотографию улыбающегося г-на Навального, стоящего рядом с большеголовым пришельцем. Подпись под фотографией гласила, что г-н Навальный «никогда не скрывал, что на свою борьбу с Путиным он взял деньги у пришельцев».
В течение воскресенья появились еще несколько фотографий: г-н Навальный со Сталиным (который, кстати, первым воспользовался приемами политического фотомонтажа), г-на Навального с Путиным, г-на Навального с обнаженным бодибилдером.
Г-н Навальный, дававший интервью по телефону из Мексики, где он в настоящий момент находится на отдыхе, работая, однако, в своем блоге, заявил, что этот инцидент не поможет оставить в прошлом практику фотомонтажа в политике, но, тем не менее, он продемонстрировал недостатки этих методов в эпоху интернета.
«Современные технологии, современное информационное общество станут препятствиями для подобных примитивных подходов, - сказал он. - Вы что-то публикуете в местной газете. В течение часа это оказывается в интернете. И очень быстро находится настоящий фотограф».
«Конечный результат всех этих действий заключается в том, что теперь еще больше людей узнали о том, что Путин и его команда – просто аферисты и мошенники», - добавил он.
Будучи по образованию юристом в области недвижимости, г-н Навальный стал широко известен благодаря своему блогу в LiveJournal, который читали более одного миллиона человек, а также благодаря сайтам, основной задачей которых является попытка вовлечь людей в борьбу с коррупцией властей. Он является автором эпитета «партия мошенников и воров», употребляемого протестующими в отношении партии «Единая Россия» г-на Путина.
Фотомонтаж достиг вершины своей популярности в качестве инструмента идеологической пропаганды в 1930-е годы, однако им продолжали пользоваться в поздний советский период, как рассказала Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт-Музея в Москве и эксперт в области фотомонтажа в эпоху Советского Союза.
Даже если изменения фотографии очевидны, по словам г-жи Свибловой, фотомонтаж все равно может быть эффективным инструментом карикатуры, создавая устойчивый негативный образ.
«Идеологическая пропаганда лучше работает, если она прямолинейна,- заметила она.- К сожалению, мы должны признать, что примитивные политические технологии работают – до определенного момента. Возможно, сегодня в России мы как раз приближаемся к этому моменту».