The Associated Press: Протестующие стремятся заручиться поддержкой рабочих
Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил толпе, собравшейся на заснеженной площади, что лишь оставаясь едиными, они могут надеяться на серьезный вызов Путину, который в марте рассчитывает вернуться в Кремль на третий срок. По его словам, помимо требований проведения честных выборов и политических реформ, протестующие должны защищать права рабочих и требовать большей социальной защищенности для малоимущего населения. Активисты, некоторые из которых размахивали красными коммунистическими флагами, не одобряют некоторых либеральных и бизнес-ориентированных лидеров, которые оказались во главе оппозиции. Другие выступавшие призвали посещать заводы по всей стране и убеждать рабочих в необходимости присоединиться к массовой акции протеста, которая запланирована на четвертое февраля.
The Wall Street Journal: В России растет активность в интернете
Как говорят активисты, система Яндекс имеет определенное количество ограничений, включая лимит на снятие средств. И на данный момент доноры готовы участвовать в финансировании конкретных проектов, например, протестов, а не политических партий. «Надеюсь, что потихоньку люди перестанут боятся и начнут открыто поддерживать, как это было раньше, в 90-х годах», - заявил Пархоменко. Навальный заявил о своей уверенности в том, что интернет-активисты смогут также финансировать и политические партии. «7 миллионов мы собрали за месяц с 20 тысяч человек», - заявил он в интервью в прошлом месяце. «Соберем 77 177 – если нужно будет».
La Stampa: Российская революция на каникулах, а Путин готов к диалогу с ней
На деле такой диалог уже идет в течение некоторого времени. Официально посредником выступает Алексей Кудрин, в течение 12 лет занимавший пост министра финансов при Путине. В сентябре он вышел из состава правительства после необычно ожесточенной полемики с президентом Дмитрием Медведевым. 24 декабря прошлого года он тоже стал участником протеста после того, как накануне встретился с Путиным. Он заявил, что присоединяется к требованиям манифестантов. В последние дни уходящего года Кудрин встретился с представителями оппозиции (некоторые из них предпочли умолчать об обстоятельствах встречи, другие же поспешили рассказать о ней из-за боязни подозрений в коллаборационизме с властями), сообщив им о том, что Путин готов к диалогу. Эта оливковая ветвь вызвала яростную полемику, прежде всего по поводу мандата самого Кудрина, так как Путин публично заявил, что он готов к диалогу, но не видит тех, с кем он мог бы его вести, так как, по его мнению, оппозиция «не является единой и не имеет четких идей и предложений». Сказать по правде, требования протестующих не являются четко обозначенными: новые выборы в Думу без обмана, тем более, что именно Медведев предложил новые правила, которые позволят партиям, искусственно отстраненным от выборного соревнования, в нем участвовать. По поводу же перехода от путинизма к более либеральной системе нет никакого единодушия: одни предлагают организовать «круглый стол» на манер «бархатных революций» в Восточной Европе 1989 года для установления более мягкого режима, другие призывают к сопротивлению до конца, третьи хотели бы создания оформленной партии или, по крайней мере, движения, рожденного на площадях, четвертые предпочли бы сохранить нынешнюю ситуацию, когда сливаются в протесте самые разные силы, скорее организуемые, чем возглавляемые комитетом, крайне разнообразным по своему составу, во избежание внутренних раздоров.
The National Interest: Антипутинская кампания
Однако возможно было нанести «ответный удар» антипутинской кампании, развязав мощную кампанию в СМИ против Медведева, которая бы представила его слабым лидером, не способным взять дело в свои руки, и, таким образом, подготовить элиту и общество к возвращению Путина в качестве президента. Этого также не произошло. Возможных причины две: Медведева выбрал сам Путин, который не хотел признавать, что совершил ошибку; или, что более вероятно, он не хотел, чтобы массированная атака СМИ на действующего президента запятнала «священную сущность» самого института власти. Путин отлично осознает, насколько важно президентство для стабильности политической системы в целом и не позволит опорочить президентское кресло, даже для того, чтобы защититься от сторонников второго срока для Медведева.
УНИАН: Краб лампы: будущая дестабилизация России станет ужасом для Украины
Ожидая дестабилизации в России, должны осознавать, что ничего хорошего ни Украине, ни миру она не принесет. Проблема не только в возможных проблемах с поставками нефти и газа за пределы России. Что такое для Украины мощная политическая и экономическая дестабилизация ее ближайшего соседа, следствием которой может стать процесс дезинтеграции Российской Федерации? 140 000 000 жителей России, из которых более 110 миллионов считают себя «русскими», никуда не денутся. Очевидно, что все это будет сопровождаться невиданным ростом агрессивного национализма и экстремизма. Причем ставку на раздувание национализма будет делать именно власть. Она будет заинтересована направить протестные настроения на «врагов», прежде всего внешних, которые «только и заняты тем, как развалить Россию».
Die Zeit: Новая политика напряженности
Что касается политики Запада в отношении России, то социальный дебют российского гражданского общества является для нее важным уроком. До последнего времени европейские правительства соревновались между собой, пытаясь добиться расположения Кремля. «Стратегическое партнерство», по сути, можно определить следующим образом: Россия обеспечивает поставки сырья в Европу, а европейская промышленность в ответ продает Москве оборудование и другие важные товары. Как раз в Германии отношение к новым правителям в России не отличается большой уверенностью. Критика авторитарной и экспансионистской политики была отвергнута как наивная или поставлена под сомнение как наследие холодной войны. Как и в случае с автократическими арабскими режимами, стабильность была поставлены выше демократии. Утверждение о том, что Россия якобы «не созрела» для демократии и поэтому нуждается в авторитарном правлении, было характерным для высших политических кругов. Эта достойная презрения позиция в последние недели была опровергнута массовыми акциями протеста против подтасовок на выборах.
Delfi.ee: Уход Воланда из Кремля
Если спросить, почему сменили серого кардинала Кремля, то самым красноречивым был комментарий все знающего о российской политике Глеба Павловского: «Он стал непредсказуемым». Здесь и следовало бы практически посмотреть на деятельность кремлевского кукловода во время последнего большого гуляния на проспекте Сахарова. Оппозиция готовила его как последний судный день для Путина. Но, поди же, ухвати за палец: руководитель президентской идеологии заявил, что на митинг придет лучшая часть русского народа. И пришла, так как кардинал распространил свое, по сути, трудно понимаемое, но в то же время вызывающее доверие, по интернету. Все поняли, что беды не будет. И семьи пришли с детьми и воздушными шариками. Сто тысяч человек. Как на Певческий праздник. Ну, какая там желтая революция или что-то наподобие. Скорее это напоминало наш парк Таммсаара 23 февраля 1988 года. Хорошо сдирижированная стихия. «Нет неподкупных», любил говорить Сурков. «Дело только в цене и компетентности покупателя…».