Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Танцы на гробах

© Фото : Анастасия СедухинаКладбище Сент-Женевьев-Де-Буа
Кладбище Сент-Женевьев-Де-Буа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пару лет назад молдавское телевидение показало сюжет о девушке, пляшущей на могиле своей бабушки. Она самозабвенно пританцовывала под «Сырбу луй Василе» вокруг креста, а когда музыка смолкала, плакала и причитала в лучших традициях наших сел. Кто-то из ее приятелей снял это на мобильник и разместил в Интернете. Оттуда видео перекочевало на телеканалы.

Пару лет назад молдавское телевидение показало сюжет о девушке, пляшущей на могиле своей бабушки. Она самозабвенно пританцовывала под «Сырбу луй Василе» вокруг креста, а когда музыка смолкала, плакала и причитала в лучших традициях наших сел. Кто-то из ее приятелей снял это на мобильник и разместил в Интернете. Оттуда видео перекочевало на телеканалы. Реакция зрителей была гневной, внучка каялась, объяснив кощунственный поступок перебором спиртного…

Сюжет с танцами на гробу вспомнился, когда после трагической гибели на миротворческом посту Вадима Писаря наши СМИ запестрели обличительными речами политиков и представителей «гражданского общества». На первый взгляд все логично – ничто не может оправдать смерть человека. Но гневные обвинения в адрес «оккупантов» вызвали у меня чувство брезгливости, которое испытываешь при виде людей, наживающихся на чужом горе…

А еще было ощущение дежавю - помните, в начале лихих девяностых толпа носила по Кишиневу гроб с юношей? Тогда ораторы тоже клеймили «оккупантов», требовали уважать национальные ценности. Потом выяснилось, что парень погиб в банальной автоаварии, а иноязычные были ни при чем. Но акции ура-патриотов сделали свое дело – атмосфера в обществе накалилась, вскоре толпы людей вооружившись обрезками арматуры, поехали насаждать национальные ценности в Гагаузию.

Затем грянула война в Приднестровье. В села на левом и правом берегу Днестра потекли тысячи гробов. И как-то очень быстро мы забыли, что остановили тот скорбный поток те самые миротворцы…

Вот и теперь, в пылу гневных обвинений по поводу трагического инцидента на мосту, мало кто захотел прислушаться к призыву премьера Влада Филата – не нагнетать напряженность и подождать с выводами до окончания расследования.

Удивительно, ни один из обвинявших миротворцев «свободных и демократических» журналистов не захотел разобраться в главном: почему погибший Писарь, который за свою недолгую жизнь сотни раз без проблем проезжал этот пост, в то роковое утро вел себя более чем странно? Сначала сбил знак «СТОП», потом много раз не реагировал ни на указания миротворцев остановиться, ни на выставленные ими для остановки машины шипы, ни на предупредительные выстрелы? Согласитесь, объяснение «о запотевших стеклах», которое дал в интервью одному телеканалу сидевший рядом с погибшим Константин Бологан, ничего кроме иронии вызвать не может…

А ведь на первом допросе в полиции тот же Константин рассказал и о новогоднем застолье, и о других подробностях, из которых вырисовывалась несколько иная картина трагедии. Но, в юриспруденции есть понятие презумпции невиновности, поэтому пока следствие не окончено, обвинять никого нельзя.

Тем не менее, не дожидаясь выводов следователей, лидер либералов и, по совместительству, главный «юрист» страны Михай Гимпу выступая на митинге, поторопился всю вину возложить на «русских оккупантов». И потребовал их немедленного вывода из Приднестровья. Аплодировавшие ему разгоряченные сторонники даже не задумались, почему побывав по воле случая в кресле президента, их кумир и пальцем не пошевелил, чтобы отменить юридическую базу пребывания российских миротворцев на территории Молдавии – денонсировать Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года.

В этом случае для вывода тысячи российских солдат и офицеров из Приднестровья, о котором так пекутся наши «ура-патриоты» и их зарубежные покровители, понадобилось бы совсем немного - свернуть знамя части и погрузить личный состав в двадцать плацкартных вагонов. Правда, после их ухода молдавская и приднестровская армии остались бы один на один, так как другого миротворческого механизма пока нет. И очередной инцидент на Днестре, наверняка обернулся бы новой войной и новыми тысячами гробов. Как и в 1992 году, среди убитых вновь оказались бы преимущественно дети из бедных крестьянских семей. А стравившие несчастных людей ура-патриоты, как и двадцать лет назад, занялись бы в тылу любимым делом – распилом «закромов Родины».

Недавно один уважаемый молдавский политолог признался в прямом эфире телевидения, что в Кишиневе не желают урегулировать приднестровский конфликт, так как боятся пускать в эти «закрома» своих коллег из Тирасполя. Мол, дело обернется «приднестровизацией» страны, надо будет делиться местами в парламенте, правительстве, потесниться в бизнесе. Да и голосовать за «патриотов» типа Гимпу, приднестровские избиратели не будут. Справедливости ради надо признать, что и в Тирасполе тоже не желают объединяться с нашими политиками, которые уже третий год насилуют Конституцию и здравый смысл, не желая избирать президента. Действительно, о чем можно договариваться с людьми, которые постоянно хвастаются «тузами в рукаве»? В приличном обществе шулерам руки не подают… Похоже, это хорошо понимает и новый лидер Приднестровья Евгений Шевчук, который твердо отклонил предложение изменить формат миротворческой операции на Днестре.

Проведенные к двадцатилетнему юбилею независимости опросы выявили, что не только приднестровцы, но и более 80 процентов наших граждан считает, что страна развивается в неправильном направлении. Раньше наши националисты винили во всех бедах «оккупантов». Сегодня этот номер не проходит – после того как последние двадцать лет страной управляли исключительно лица коренной национальности, из нее сбежала большая часть населения, уничтожены создававшиеся десятилетиями промышленность, сельское хозяйство. Разрушена национальная культура, представители которой или обосновались за рубежом, или втайне ностальгируют по советским временам, когда государство щедро финансировало издание книг, съемки фильмов, содержание творческих коллективов.

Жители Молдавии, наблюдая за грязной свалкой у корыта власти, которую устроили наши политики, все больше теряют надежду, что среди них найдутся те, кто выведет страну из тупика. Но ура-патриотов, похоже, не беспокоит растущее недовольство людей, которых они пытаются зомбировать пустыми речами об «оккупантах» и скорой интеграции в ЕС. Эти их нехитрые повадки перенял даже беженец из Сьерра-Леоне, афрорумын Джон Оноже, который выдвинулся на пост президента, объявив себя мессией, который выведет молдаван на верный путь - в Румынию и НАТО.

Все же очень хочется верить, что у нас есть политики, способные навести порядок в стране. Хотя бы потому, что далеко не все из них готовы танцевать на гробах, в надежде получить кость со стола зарубежного хозяина…