В последние недели декабря из России могли утечь миллионы долларов, а на фондовом рынке на фоне политических волнений наблюдалось снижение. Но наблюдая за предпраздничными очередями, вы бы об этом никогда не догадались
Согласно новым данным российского исследовательского холдинга «Ромир», россияне в неделю, предшествующую новогодней, потратили на 16% больше в прошлом году, чем в 2010, сметая не только традиционные подарки вроде игрушек, электроники и украшений, но и новые модные товары вроде «iPhone4S» и «iPad2».
Исследования, основанные на данных, собранных с 1000 домохозяйств в крупнейших российских городах, о котором пишет газета «Ведомости», видимо, означает хорошие новости для российской экономики и больших операторов розничной торговли. «Детский мир», один из крупнейших магазинов детских товаров, зафиксировал скачок в продажах в 21% в этот период, сеть электроники «Эльдорадо» сообщает о 30-процентном скачке.
Эти цифры позволяют надеяться, что 2012 год начнется с бума в розничной торговле. Однако причины этого бума могут быть не столь позитивными — российские потребители могут закупаться на выручку, полученную с ликвидированных - в свете падающих цен и растущего экономического пессимизма - инвестиций в фондовый рынок.
Давно привыкшие к нестабильности россияне имеют привычку тратить деньги, пока они есть, а не ждать, пока они обесценятся революцией или экономическим кризисом. Этот менталитет можно было наблюдать на улицах Москвы в 2008-2009, когда во всем мире царил финансовый кризис, однако обеспеченные завсегдатаи ресторанов продолжали ходить в самые шикарные заведения города.
Учитывая плохие показатели российского фондового рынка — индекс ММВБ упал на 6,5 процентов в декабре и на 17% в 2011 - и неопределенность по отношению к развитию рубля, можно легко понять, почему российские покупатели решили поскорее избавляться от наличных средств, чем ждать и наблюдать за развитием событий.
Более того, в интервью «Ведомостям» Игорь Поляков, главный экономист в московского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, говорит, что потребители ожидают повышения ставок по потребительским кредитам, что означает, что дорогостоящие товары могут стать скоро менее доступными.
Так что россияне тратят деньги, пока это возможно. Декабрьский скачок в продажах является частью долгоиграющего тренда. Потребительские расходы населения страны увеличивались с августа, в ноябре было зафиксировано 13-процентное повышение по сравнению с ноябрем 2010. Вопрос в том, как долго данная тенденция будет продолжаться.