После банкротства компании Lehman Brothers в 2008, иностранные банки заморозили кредитные линии в России, так что некоторые крупные компании еле свели концы с концами. Теперь Кремль пытается обезопаситься от подобных происшествий. «Внезапное решение западных банков, перестать выдавать кредиты, было встречено удивлением и шоком», говорит Лиам Хеллиган (Liam Halligan0, главный экономист Prosperity Capital Management, инвестиционного фонда в Москве. Чиновники из правительства «решили, что им нужно найти более долгосрочные финансовые решения».
Российские власти создают отделы по инвестиционно-банковской деятельности госуправляемых Сбербанка и ВТБ-группы, которые по рейтингу занимают первое и второе места в России по кредитам. По их благословению или настоянию произошла серия слияний и поглощений, включая поглощение стоимостью в 1 млрд долларов брокерской фирмы «Тройка-Диалог» «Сбербанком», которое завершится в феврале. ВТБ в прошлом году купил Банк Москвы и ТрансКредитБанк. Данные сделки дают государственным банкам более 60% внутреннего рынка по страхованию корпоративных облигаций, тогда как в 2010 по данным Блумберга они контролировали 34%.
Кремль выбрал отличное время для того, чтобы создавать национальных чемпионов в банковском секторе. Некоторые иностранные кредиторы с розничными операциями в России сокращают расходы из-за проблем на своих внутренних рынках. По меньшей мере, шесть европейских банков прекратили свою деятельность в стране в прошлом году, а те, кто остались, такие как итальянский Unicredit и французский Société Générale не намерены расширяться. Теперь же конкуренция сдвигается от розничного сектора к инвестиционно-банковской деятельности, где на кону стоит 1 миллиард долларов денежных сборов в год. «Кремль выжил некоторые крупнейшие западные розничные банки и теперь вывел два «танка» в инвестиционно-банковскую сферу», говорит Эрик Краус, независимый менеджер по ценным бумагам в Москве, который ранее работал в «Открытие Financial», брокерской фирме, частично принадлежащей ВТБ.
5 лет назад Deutsche Bank лидировал в сфере единых продаж акций и облигаций; к 2010 он опустился на восьмое место. Немецкий банк сдает позиции местным конкурентам и в других сферах. Инвестиционно-банковский отдел ВТБ Капитал переманил сотню их сотрудников за 3 года с начала своей деятельности. Игорь Лоевский, глава российского отделения Deutsche Bank, говорит: «Мы будем востребованы, когда вам потребуется качество обслуживания».
Госбанки увеличивают свою долю рынка за счет низких сборов, считает Краус, менеджер по ценным бумагам. «Ведь им не нужно зарабатывать на каждой сделке». Это устраивает местные компании. «Мы бы хотели иметь как можно более низкие ставки финансирования, так что для российских эмитентов однозначно лучше, если Сбербанк и отечественные банки станут предлагать более комплексный набор услуг», говорит Джошуа Тулган, директор корпоративного финансирования в Mobile TeleSystems, лидирующем операторе беспроводного интернета. У компании уже с 2010 г. открыта кредитная линия в Сбербанке на 100 миллиардов рублей (3,15 миллиарда долларов) и она ожидает большего спектра услуг после интеграции «Тройки».
Трое иностранных банкиров в Москве, которые просили не открывать их имен, чтобы не компрометировать свои фирмы, говорят, что единственная возможность преуспеть в бизнесе сегодня - это объединиться с ВТБ-Капиталом по сделкам. «Международные банки раньше выбирали более крупные сделки с бОльшей маржой», комментирует Тодд Берман, который перешел в Тройку-Диалог из Bank of America в прошлом году, чтобы стать сопредседателем инвестиционно-банковского отдела. «В будущем они не смогут продолжать это делать».
Суть происходящего такова: с помощью Кремля государственные банки захватили 60% российского рынка по страхованию корпоративных облигаций.