В субботу 14 января одного из лидеров российской политической партии «Яблоко» оштрафовали за неподчинение требованиям полиции. Этого лидера зовут Сергей Митрохин.
RFI: Не могли бы вы, прежде всего, в двух словах объяснить, в чем суть дела, за что вас оштрафовали, и что это за суд над политиком?
Сергей Митрохин: Меня оштрафовали по статье административного кодекса 19.3 часть 1 «неповиновение законным требованиям сотрудников полиции». Видимо, имелось в виду, что я организовал проход граждан на то место, где с властями Москвы был согласован митинг против фальсификации выборов. Никаких признаков незаконности в суде никем предъявлено не было.
- Действительно, очень трудно понять это дело, поскольку митинг был согласован, и в общем-то, почему кого-то там задерживать и после этого вести в суд?
- У меня осталось впечатление, что было очень острое нежелание московских властей предоставлять нам Чистые пруды для проведения митинга. Мы на своем настояли, пришлось достаточно жестко заявлять, что мы проведем митинг именно на этом месте и не согласимся с другими предложениями. Они нехотя согласились, но, в конце концов, решили нам немножко подпортить это мероприятие.
Потому что, когда мы пришли к месту проведения митинга, оно было полностью огорожено, и на него никого не пускали. В ответ на мои предложения пропустить людей, этого не было сделано. Мне пришлось самому передвигать эти железные загородки для того, чтобы людей пропустить.
В конечном счете, я как лидер партии, которая организовала этот митинг, нес ответственность прямую, в том числе, и за безопасность, потому что люди начали накапливаться на проезжей части, создавалась угроза дорожно-транспортных происшествий. Поэтому я вынужден был лично отодвигать эти перегородки и пускать людей. Вот за это мне и присудили эту статью «неповиновение законным требованиям».
Читайте также: Митинг в Москве завершился задержанием лидера "Яблока" Сергея Митрохина
Однако, когда судья в суде прокрутила видеозапись, из которой должна была следовать моя вина, там никаких признаков незаконных требований обнаружено не было. Никто ко мне не обращался с предложением сделать то-то или другое или, например, прекратить отодвигать эти заграждения. А когда меня арестовывали, подошла очень большая толпа сотрудников полиции. На видеозаписи видно, что я без всякого, без малейшего сопротивления проследовал в автобус, окруженный этой толпой.
Так что обвинение рассыпалось, буквально растаяло у нас на глазах в ходе процесса. Наши предложения, ходатайства о привлечении свидетелей с обеих сторон были отклонены, что свидетельствует о том, что эти милицейские рапорты, на основе которых было состряпано обвинение, не выдерживают никакой критики. Если бы появились в суде люди, их составлявшие, то они бы не смогли связать концы с концами в своих показаниях. Поэтому их и не позвали в суд. Судья понадеялась только на видеозапись.
- Судя по вашему рассказу, судя по тому, что можно видеть в Интернете, приговор, в общем-то, не страшный, но, при этом, показательный. То есть, суд оказывается совершенно несправедливым. Вы занимаетесь политикой уже более 10 лет...
- 15 лет, наверное, если не больше.
- 15 лет занимаетесь политикой в России. Можно заниматься политикой в стране, где за участие в малейшем митинге – ничего там страшного не происходило – судят?
- Я считаю, что политикой заниматься нужно, именно в такой стране, в первую очередь, чтобы добиться изменения ситуации и правового государства, справедливого правосудия. Я для этого и занимаюсь политикой, но это делать, конечно, очень тяжело.
Потому что сегодня уже не знаешь, даже если идешь на абсолютно согласованный с властями митинг, что тебя там ждет. Возможно, это такая тактика, к которой власти прибегают для того, чтобы дать острастку людям, собирающимся на новые массовые митинги. Т.е. дают людям понять, что это небезопасно и можно оказаться в кутузке, даже если митинг разрешен и согласован.
Читайте еще: Митинг "Яблока" в Москве собрал несколько тысяч человек
- Ваши требования – это требования проведения честных выборов и отставки Чурова. Т.е. требования, которые звучат с момента проведения парламентских выборов в России, в Государственную Думу. Требования, которые поддержали на массовых митингах на Болотной площади и на проспекте Сахарова, что вы намерены конкретно предпринять для осуществления этих требований?
- Сейчас эта конкретика связана с президентскими выборами. Мы предлагаем людям (в первую очередь тем, кто приходил на митинги) стать наблюдателями. От Григория Явлинского мы можем выдвинуть наблюдателей на все участки в нашей стране. Этих участков 100 000.
В митингах в разных регионах участвовало гораздо больше людей. Если каждый из участников найдет время пройти соответствующую подготовку и поработать 4 марта наблюдателем, то я вас уверяю, что выборы будут абсолютно честными, и их нельзя будет никак фальсифицировать.
Это и есть те практические предложения, с которыми мы обращаемся к людям. Кроме того, мы готовы работать с судебными исками, с обращениями в правоохранительные органы. Для этой цели мы сейчас создаем фонд «Прозрачные выборы» для того, чтобы люди могли участвовать в этом процессе, кто может, добровольно идти в суды с этими исками. Кто не может идти в суды, то внести финансовый вклад в это дело, потому что оно громоздкое и требует большой работы. То есть, практически по всем направлениям обеспечения честных выборов в России сегодня работает партия «Яблоко». Больше, чем какая-то другая организация в нашей стране.
- На ваши митинги в последнее время выходит не так много людей, если сравнить с теми самыми массовыми митингами, которые были на Болотной площади и проспекте Сахарова. Готовы ли вы следить за честным, справедливым, прозрачным проведением выборов, готовы ли заключать какой-то союз с другими политическими партиями?
- Да, мы всегда к этому готовы. Накануне последних выборов именно «Яблоко» инициировало объединение разных партий с целью координации усилий по наблюдению. Именно по нашей инициативе такое соглашение было подписано в Москве и дало определенные результаты. Мы к этому готовы и впредь.
Кроме того, я сейчас обращаюсь к лидерам всех партий, которые усомнились в результатах выборов, с предложением объединиться и подать общий коллективный иск в Верховный суд с требованием признать эти выборы недействительными, объявить пересчет голосов.
Если даже Верховный суд отклонит этот иск, как это было сделано в 2003 году, когда мы вместе с КПРФ такой иск туда подавали, то все равно останется перспектива обращения в Страсбургский суд. В любом случае, такая коллективная инициатива – мощное воздействие на политическую ситуацию и на ситуацию с выборами.
Еще по теме: "Яблоко" отделилось от Митрохина
- «Яблоко» - это одна из тех редких оппозиционных организаций, политических партий, которая зарегистрирована. В отличие от «Яблока», ряд российских оппозиционных движений просто не получили регистрации. И это дает повод некоторым обозревателям, некоторым людям, наблюдающим за ситуацией в России, говорить о том, что в общем-то «Яблоко» признало существующую политическую систему, в которой многие голоса оппозиции просто не регистрируются, а «Яблоко», таким образом, в общем-то играет на руку властям. Что вы можете на это сказать?
- Вообще-то мне не известна такая политическая организация, не имеющая сегодня регистрации, которая не хотела бы зарегистрироваться. Этого хотела, например, и НБП Лимонова, и «Другая Россия», и «ПАРНАС» этого хотел. Исходя из логики такого вопроса, они все тоже признают действующую политическую систему, раз они хотят быть зарегистрированными. Но эта логика неправильная.
Если вы, например, выступаете против политики государства, допустим, во Франции, это же не означает, что вы не должны, например, платить налоги, потому что вы протестуете против этой политики. Вы должны эту политику менять. Как менять? Отправляться в подполье с автоматами? Или штурмовать какие-то органы безопасности? Это абсолютно нелепый, неприемлемый и абсурдный путь.
Изменить политическую ситуацию можно только участвуя в политическом процессе. Если вам не дают этого делать, надо этого добиваться. Если вы добились этого участия, надо менять, благодаря возможностям, которые у вас появились, ситуацию в стране. Вот этим и занимается партия «Яблоко».
И мы, кстати, требуем регистрации всех этих партий. Это требование уже получило отклик у российских властей. Сейчас готовится закон о резкой либерализации порядка регистрации партий. Партий станет очень много, численность, необходимая для регистрации, будет радикально снижена.
Это требование российского общества и, в том числе, партии «Яблоко» уже выполняется сейчас властями. Посмотрим, что тогда скажут все эти «наблюдатели». Они скажут: «Все политические партии в России, все политические силы признали действующую систему»? Эта логика вызывает большие сомнения.
- Мы слышим часто, что 4 февраля должны пройти массовые акции все с тем же призывом «за честные выборы». Намерено ли «Яблоко» в них участвовать?
- Да, безусловно, мы будем участвовать в этих акциях, причем, не только в Москве, но и в других регионах. Мы участвовали и 10 декабря, и 24 декабря, и продолжим участвовать в массовых акциях в будущем. Мы считаем, что это исключительно важно – быть вместе с активной гражданской, себя проявляющей частью общества.
Самое важное сегодня – это, конечно, президентские выборы. На этих выборах, в отличие от предыдущих, есть альтернатива. Конечно, большинство кандидатов – это спарринг-партнеры действующей власти, даже если иногда они претендуют на то, чтобы казаться оппозиционными.
Но на этих выборах есть реальная альтернатива – Григорий Явлинский, который последовательно выступал против путинского режима с самого начала его возникновения, и последовательно вместе с партией «Яблоко» предлагал демократическую альтернативу как Ельцину, так и Путину, и сегодня – Медведеву. Поэтому от голосования за Григория Явлинского будет очень многое зависеть.
Вообще, от того, как распределятся голоса на этих выборах, зависит будущее страны. Мы увидим, будет это будущее каким-то красным или коричневым или каким-то олигархическим, или оно будет, все-таки, демократическим. Ответ на этот вопрос мы получим 4 марта.