После новогодних праздников вполне прогнозируемыми оказались заявления высшего российского руководства относительно энергетических отношений с Украиной.
Переговоры между Украиной и Российской Федерацией относительно цен на газ и условий, при которых Россия может пойти на ценовой компромисс, накануне Нового года были прерваны на интереснейшем месте. Премьер Азаров и премьер Путин не смогли договориться по принципиальным вопросам. Окончательные договоренности перенесли на январь.
За это время изменил место работы один из основных «теневых» переговорщиков - Владислав Сурков, который с поста первого заместителя главы администрации президента пересел в кресло заместителя главы правительства Российской Федерации.
Изменил свою тональность Дмитрий Медведев, который вдруг заговорил словами Путина и превратился из «голубя» в «ястреба».
Еще по теме: Украинцы обиделись на Онищенко за сравнение с животными
Новые выпады прозвучали в адрес Украины от чиновников рангом пониже - к чести украинского внешнеполитического ведомства, они получили достойный ответ и не остались незамеченными. Напряжение постепенно возрастало.
В самой России тоже не все спокойно. Выборы в Государственную думу закончились массовыми выступлениями граждан. Впервые за последнее десятилетие руководству Российской Федерации пришлось столкнуться с реальной оппозицией - пока что не оформленной, без реальных лидеров, без конкретной программы. Но это - тот первоначальный «бульон», из которого за короткое время возникают как свои пламенные демократы, так и свои фашисты.
Если раньше можно было манипулировать гражданским сознанием и предлагать выбор: или Тандем, который «возвращает россиянам гордость за Большую Страну», или карикатурная оппозиция в составе еврея Каспарова, полусумасшедшей Новодворской, нетрадиционного Лимонова или коррумпированного Касьянова (он же - «Миша Два Процента»), то теперь ситуация изменилась.
Отсутствие выраженного лидера - это одновременно и слабая, и сильная сторона оппозиции. Попытки искусственно сделать лидера из Навального и навесить на него ярлык фашиста не увенчались успехом. Власть в России не то чтобы испугалась - она впервые за последние годы призадумалась над будущим.
В России запахло новым 1905 годом - выкристаллизовалась разношерстная оппозиция, которая все еще верит у доброго царя и в то, что царь проведет либерально-демократические реформы. Как и накануне 1905 года, у российского руководства существует уверенность в необходимости «маленькой, но победоносной войны».
Читайте еще: Украина и Россия не соглашаются по поводу объемов поставок газа
Наилучшим объектом для показательной информационной атаки с демонстрацией возможностей современных особенностей ведения войны без единого выстрела, зато с аннексиями и контрибуциями становится Украина, которая в последнее время оказалась в геополитическом вакууме, отказавшись вступать с 1 января 2012 года в Таможенный союз и не решив интеграционных вопросов с Евросоюзом.
Когда-то в телеигре «Что? Где? Когда?» были заданы вопросы: «Почему в африканских племенах смазывать стрелы ядом кураре поручают лишь старым женщинам?». Ответ: «Их не жаль!».
Именно так, приблизительно, думает и Россия: «Почему жертвой традиционно избирают Украину?» - «Ее не жаль!».
На почти официальном уровне - вопреки заявлениям об общей колыбели и о почти родственных связях - формируется точка зрения об Украине как о виновнице развала СССР, по которому так тоскует Путин, как о государстве, где нарушаются права русскоязычных граждан, и как на врага новейших интеграционных устремлений Кремля.
«Янукович оказался большим бандеровцем, чем Ющенко», - говорил год назад во время конференции в Харькове один из депутатов Госдумы России. Итак, нужно показательно его наказать - «дабы неповадно было».
Россию сегодня вполне устраивают договоренности, которые в январе 2009 года были подписаны в Москве премьерами Путиным и Тимошенко. Еще бы! Цена на газ для украинских потребителей выросла более чем вдвое, Украина обязалась ежегодно покупать у «Газпрома» 52 миллиарда кубометров газа по завышенным ценам, хотя реально столько Украине не нужно.
И это - без права реэкспорта третьим странам! А если не будем брать - будем платить «неустойку» в размере 300%!
Пересмотр договоренностей возможен не ранее, чем через десять лет... Подобные условия выставляют лишь странам, проигравшим войну. В 2009 году Украина проиграла свою газовую войну России. Юлия Тимошенко выступила в роли маршала Кейтеля, приняв условия капитуляции.
Сегодня очевидно: Украине столько газа не нужно. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко сперва назвал объемы импоруемого газа на уровне 34 миллиардов, а позже - 27 миллиардов кубометров.
Т.е., Украине реально нужна лишь половина того газа, который покупаем у России.
Увеличиваем добычу собственного газа, будем покупать газ в Средней Азии и т.п.. Но зачем России отказываться от более чем удобного контракта с Украиной? Ведь Россия потеряет (а Украина сохранит) около 9 миллиардов долларов!
Еще по теме: Будущая дестабилизация России станет ужасом для Украины
В перерасчете на более простые и понятные цифры, цена вопроса - это почти 200 долларов, которые недополучит каждый украинец, от младенца до столетнего ветерана.
Это 200 долларов, которые вместе с тем пойдут в избирательный фонд Путина, семья которого и так - по сообщениям СМИ - признана богатейшей семьей в мире со своими 130 миллиардами долларов.
Россия начала грозить Украине санкциями. Миллер и Медведев раскритиковали нынешнюю позицию Украины и требуют платить сполна.
Относительно предложений официального Киева - создать консорциум по управлению газотранспортной системой - звучат несколько не очень понятных контрпредложений:
а) давайте создавать консорциум на двоих - без участия ЕС;
б) давайте создавать консорциум на троих, но со стороны ЕС - обязательно «дочка» «Газпрома»;
в) выйдите из Европейского энергетического сообщества, которое для Украины объективно было бы меньшей потерей в данной ситуации - особенно в условиях недееспособности ЕЭС;
г) давайте проведем оценку реальной стоимости украинской газотранспортной системы, ведь сумма в 20 миллиардов, озвученная украинской стороной, россиянами считается завышенной. Вместе с тем Юлия Тимошенко в своем послании из-за решетки считает ее заниженной, хотя едва ли Юлия Владимировна в роли президента Украины долго торговалась бы с Россией.
Медведев при этом начал снова грозить Украине строительством «Южного потока», который якобы обесценит украинскую газотранспортную систему - дескать, за последний год «Газпром» уменьшил объемы поставок газа в Европу через украинскую трубу на 5 миллиардов кубов, хотя общий объем поставок возрос.
То, что накануне Нового года россиянам удалось «уломать» Турцию относительно поддержки «Южного потока», прибавило Медведеву уверенности. Также как и поддержка проекта со стороны ряда европейских государств.
Еще по теме: Это Азаров такой умный или украинцы такие дурные?
Хотя реально строительство «Южного потока» не решает целого ряда проблем.
Отсутствие достаточного количества подземных газохранилищ является серьезной проблемой для «Газпрома» и его амбиций относительно роли поставщика газа номер один в мировом масштабе. Вместе с тем украинская газотранспортная система, составной частью которой является крупнейшее в Европе Богородчанское газохранилище, эту проблему в значительной мере решает.
Второй аспект - это проблемы, которые возникают у России на европейском направлении. Еврокомиссия заняла довольно жесткую позицию относительно положений Третьего энергопакета, согласно которым поставщик, транспортер и потребитель энергоносителей должны быть разделены и не представлять единую компанию.
«Газпром» сегодня должен выйти из состава учредителей ряда европейских энергетических корпораций, что серьезно бьет по геополитическим амбициям России, лишая ее многих механизмов влияния на европейскую политику.
Обострение отношений с Украиной может привести и к нежелательным последствиям в ЕС: ряд государств, которые не слишком благосклонно относятся к российскому засилию в Европе, могут использовать украино-российский газовый конфликт для более быстрого воплощения требований Еврокомиссии относительно Третьего энергопакета.
Аспект третий: неуступчивая позиция России непременно подтолкнет Украину к ускорению разработок залежей сланцевого газа, которые оцениваются экспертами как «крупнейшие в Европе» (без конкретизации, но с учетом того факта, что аналогичные - меньшие по объему - залежи в Польше оцениваются в более 5 триллионов кубометров).
В России, где еще до недавнего времени существовал скепсис относительно сланцев, теперь всерьез говорят о сланцевом газе как о вызове энергетической безопасности РФ, особенно учитывая тот факт, что аналогичные разработки продолжаются в Китае.
Аспект четвертый: в России откровенно опасаются, что весьма жесткая позиция относительно Украины может привести к денонсации Харьковских соглашений, которые, с точки зрения российской дипломатии, является крупнейшим успехом на юго-западном направлении за последнее время.
В сущности, кроме Харьковских соглашений и продления срока аренды Черноморским флотом военно-морских баз на территории Украины, российскому внешнеполитическому ведомству нечем похвалиться в отношениях с «ближайшим историческим соседом».
Да и что делать с ЧФ после 2017 года - в Кремле еще не придумали. Денонсация Харьковских соглашений в результате приведет к необходимости их повторного инициирования ближе к 2017 году - но теперь уже цены и условия будет диктовать Украина.
В значительной мере заявления Медведева - это обычный блеф, «лекция для колхозников». С экономической точки зрения, «холодная война» с Украиной России сегодня невыгодна. Наоборот - именно с экономической точки зрения удобно пойти на некоторые уступки, которые помогут совместно решить большое количество проблемных моментов.
Тогда зачем нужны подобные заявления? Да прежде всего для осознания Медведевым истины: лучше быть «плюшевым мишкой» Путина, чем «хромой уткой» (как его воспринимают).
Во-вторых, Медведев начинает свыкаться с ролью премьера российского правительства - ролью, которую ему пообещали в случае победы Путина.
Рокировка Суркова является, отчасти, свидетельством того, что практически все ресурсы Медведева (и сам Медведев) начинают работать на будущую победу Путина на президентских выборах и на создание в мае 2012 года «медведевского» правительства.
Новая «Революция 1905 года» в России, по всей вероятности, завершится сразу «Третьеиюньской реакцией» - без собственного «19 октября». И Медведев уже это понимает. Хотя по стечению обстоятельств Украина может оказаться той «Японией», об которую Россия может сломать зубы.
Россия в новых противостояниях с Украиной делает ставку на «психологические атаки». Это - в традициях российской дипломатии. Ей необходимо показать собственным гражданам и миру, что власть сильна, как никогда.
Уступки Украине дадут возможность усомниться в прочности позиций Тандема. Поэтому в ближайшее время Россия будет вынуждена или демонстрировать мышцы, устраивая публичное избиение Украины (жесткий вариант), или же то, что «царь хоть и грозный, но милостивый» (в роли «грозного и милостивого» должен выступить, конечно, Путин).
Худшее во всей этой истории то, что если бы неожиданно к власти в России пришла оппозиция (вследствие революции или честных выборов), на энергетической сфере и на отношениях с Украиной это бы совсем не сказалось.
Медведев и Путин это прекрасно понимают. Слабина, проявленная в переговорах с Киевом, - это дополнительные проценты оппозиции. И наоборот. Поэтому реально до марта не следует ждать никакого потепления.
Если бы во всей этой истории речь шла лишь об экономических интересах импортеров, экспортеров и транзитеров, вопрос с газом был бы решен уже давно. Но беда в том, что все слишком заполитизировано.
Сибирский газ замешивается на президентских амбициях Путина и на имперских амбициях России. «Демократия в России заканчивается там, где начинается национальный вопрос», - говорил Ленин.
Перефразируем его: «Экономика в России заканчивается там, где начинается газ. В этом месте экономика превращается в политику».
Перевод: Антон Ефремов