Прагматичный или некомпетентный? Диктатор или просто популист? Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии — это двуликий Янус, который сегодня выступит с речью в Страсбурге, чтобы «объяснить» свои реформы, которые в начале года вызвали взрыв массовых протестов в стране. Европа его сурово порицает за его политическую линию, далекую от эквилибристики бюрократов Брюсселя.
Виктор Орбан, прозванный его оппонентами Виктатором,— классический пример хамелеона в политике. Когда он произнес свою первую публичную речь в 1989 году, ему было всего 26 лет, он только что защитил диплом по юриспруденции. Он тогда дерзко выступил против военного присутствия СССР на венгерской земле, завоевав аплодисменты масс. В те времена он был блестящим молодым человеком, склонным к европейскому либерализму. Он учится в Оксфорде, посещает окружение Лондонской школы экономики, является членом Союза молодых демократов (Фидес), который в 1993 году станет его партией, построенной по его образу и подобию.
В группе молодых людей из Восточной Европы, чье обучение финансировалось Джорджем Соросом, Виктор Орбан не скрывал своей крайне либеральной политической линии, каковой она была в те времена. Он призывает к непримиримой борьбе, во-первых, с СССР, а во-вторых, с коррупцией и бюрократией, чтобы возродить в Венгрии старый дух, и на выборах 1998 года становится премьер-министром как лидер правоцентристской коалиции. С этого момента хамелеон меняет окраску.
Из либерала он становится популистом. Виктор Орбан руководит политической и социальной жизнью Венгрии вплоть до мельчайших деталей. Вступив в союз с христианcкими демократами, в 2010 году он легко выигрывает выборы, на его стороне две трети парламента. Этот трамплин позволяет ему начать проведение реформ в экономике, юстиции, создается новая Конституция, одобренная 1 января. Жаль, что когда он произносил тосты среди своих сторонников во время гала-коктейлей в салонах Будапешта, люди на улицах громко требовали его отставки, обвиняя в диктаторстве.
Виктатор приводит в замешательство Брюссель, в особенности из-за нового закона, касающегося Центрального банка Венгрии, который практически подпал под политический контроль премьера через участие в собраниях его министров. Между тем, ситуация в венгерской экономике все более ухудшается, и Брюссель для Орбана является полезным спасательным кругом. Венгерский лидер жадно смотрит на деньги Международного валютного фонда (МВФ). Он намерен принять их, хотя реально они еще не поступили.
«Европейский Чавес», как его назвал один из членов парламента в Брюсселе, знает, что он остро нуждается в этих деньгах. Поэтому, после того как он молча перенес гнев президента Европейской комиссии Мануэля Баррозу, который заявил, что были открыты три процесса по поводу нарушений Венгрии (одно обвинение касается закона о Центральном банке, другое - постановления о независимости властей и третье — постановления о досрочном выходе на пенсию судей), Орбан стал демонстрировать свое ангельское лицо, сказав в интервью немецкой газете «Bild» накануне своей речи в Страсбурге, что он готов к «переговорам» с Европой.
С другой стороны, экономическая ситуация в Венгрии весьма драматическая. Чтобы сделать более эффективным свое предупреждение, Брюссель уточнил, что открытие переговоров о финансовой помощи Венгрии будет полностью зависеть от изменения закона о Центральном банке. Итак, оставим в стороне экономику и заметим, что в Венгрии множество диссидентов. Хотя у премьера есть твердое большинство в Парламенте, но на улицах «реальная страна» все более убеждена, что в Будапеште началась эпоха «упадка демократии и рождения диктатуры», как заявил Ласло Райк, противник Орбана с самого начала, в своем недавнем письме, направленном против премьера.
Как отреагирует Орбан? Каковы будут его ближайшие шаги? Человек — это очень уязвимое политическое животное. Он отбросил антисоветские чувства, чтобы всего через несколько месяцев заявить, что «Европа нуждается в России. Рано или поздно, скорее рано, чем поздно, нам понадобится стратегический союз с Москвой». Этот прагматизм говорит о его «компетентности» в политике, что сейчас сильно пугает Брюссель, который знает, что невозможно провернуть в Венгрии ту же операцию, которая была проделана с правительствами Италии и Греции, потому что Орбан в отличие от Сильвио Берлускони и Папандреу может рассчитывать на большинство в парламенте. Игра между Виктатором и еврократами началась.