Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казахстан разворошил гнезда террористов

© коллаж ИноСМИИсламизм в Казахстане
Исламизм в Казахстане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в декабре 1991 года Казахстан стал независимым, часть общества начала наверстывать упущенное при советской власти. В результате на первый план вышли, в том числе, ранее не существовавшие в Казахстане элементы салафизма, которые сейчас играют заметную роль в этой стране, расположенной вблизи от Каспийского моря и нестабильного Северного Кавказа, - особенно в ее южных и западных регионах.

После того, как в 1991 году распался Советский Союз, в Казахстане, как и в остальных бывших советских республик, началось возрождение религиозности. 

 

Когда в декабре 1991 года Казахстан стал независимым, часть общества начала наверстывать упущенное при подавлявшей духовную жизнь советской власти. В результате на первый план вышли, в том числе, ранее не существовавшие в Казахстане элементы салафизма, которые сейчас играют заметную роль в этой стране, расположенной вблизи от Каспийского моря и нестабильного Северного Кавказа, - особенно в ее южных и западных регионах. 

 

Салафизм – это исламское реформаторское движение, последователи которого верят, что жизнь пророка Мухаммада и ранней мусульманской общины представляет собой универсальную парадигму для интерпретации любых событий мировой истории. Салафиты считают период основания ислама основой для своих культурных и религиозных оценок и строят в наше время отношения с «неверными» и с мусульманскими общинами, не придерживающимися салафизма, используя образцы из этой эпохи. 

 

«Салафиты-джихадисты» рассматривают исторический процесс только в одном контексте – контексте борьбы Добра (истинного ислама) со Злом (ложным исламом и неверием) (См. «Введение в изучение джихадистской идеологии» Стивена Ульфа (Stephen Ulph. Towards a Curriculum for the Teaching of Jihadist Ideology, Part III: The World Through a Jihadi Lens. Jamestown Foundation, October 2010)). Хотя основная часть исламского мира отвергает салафитскую доктрину, ведущую роль в ее распространении играет Саудовская Аравия. 

 

Хотя салафиты, которых в Средней Азии и в России обычно называют «ваххабитами», по-прежнему составляют в Казахстане незначительное меньшинство – менее 1% населения – со счетов их сбрасывать нельзя. 

Все больше казахстанских салафитов попадает под влияние призывов к насилию со стороны джихадистов с Северного Кавказа и из организации «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата») – террористической казахской группировки, базирующейся в районе афганско-пакистанской границы. 

 

Согласно заявлениям, которые «Солдаты Халфата» размещают в интернете, организация состоит из «моджахедов разного происхождения, но 90% ее членов – казахи, заинтересованные в том, чтобы оказывать военную, духовную, интеллектуальную и политическую поддержку своим братьям и поднимать до приемлемого уровня их способность вести борьбу» против режима президента Нурсултана Назарбаева. 

 

Три видеоролика, выложенные в сеть «Солдатами Халифата» в 2011 году, подтверждают, что организация действует против сил США в афганской провинции Хост вместе со сторонниками талибов. 

 

Хотя далеко не все салафиты - сторонники насилия и не все проповедники джихада - салафиты, между салафитской фундаменталистской интерпретацией ислама и терактами, происходившими в Казахстане, существует явная связь. В 2011 году «Солдаты халифата» взяли на себя ответственность за три теракта – в Атырау, в Таразе и в Боралдае – каждый из которых носил на себе отпечаток влияния салафитов-джихадистов. 

 

Разгул террора 

 

Днем 12 ноября 2011 года Максат Кариев устроил побоище в расположенном на юго-востоке Казахстана городе Тараз, убив пять сотрудников правоохранительных органов и охранника из оружейного магазина, и подорвал себя вместе с пытавшимся его задержать офицером полиции. 

 

Допрос шести членов готовившей Кариева к теракту ячейки показал, что один из них был «духовным наставником», который подготовил план акции и помог приобрести и спрятать гранатомет РПГ-26, гранату РГД-5, пистолет Макарова и два обреза, которые использовал Кариев в ходе продолжавшегося несколько часов теракта. 

 

Кариев, бывший старшим стрелком в казахстанской армии, с оперативной точки зрения был идеальным исполнителем. Однако с идеологической точки зрения Кариев был слаб. Он был пьяницей, страдал от вспышек гнева и после армии не смог ни удержаться на работе, ни найти постоянное жилье. 

 

Перед акцией Кариев консультировался с местными имамами и спрашивал их о том, какой будет его участь, если он убьет себя вместе с неверными. «Духовный лидер» ячейки окончательно убедил Кариева и остальных членов ячейки вести джихад и убивать полицейских ради установления исламского халифата. Перед тем, как последовать этому приказу, Кариев одурманил себя наркотиками. 

 

«Солдаты Халифата» заявили через день после теракта: 

 

«В Таразе вы своими глазами видели, что сделал с вами один боец, и, если Богу будет угодно, вы увидите ужасы от рук людей, которые не боятся смерти и легко отдают свои души, чтобы поддержать исламскую веру и защитить честь мусульман». 

 

31 октября в каспийском портовом городе Атырау, расположенном на западе Казахстана, террорист подорвался у жилого дома рядом с намеченной целью – прокуратурой. Еще одна бомба взорвалась в мусорном баке, за несколько кварталов. Погибший террорист взорвал себя, по-видимому, случайно. После атаки «Солдаты Халифата» заявили: 

 

«Мы отрицаем, что последняя операция должна была осуществляться с участием смертника. Похоже, что бомба взорвалась случайно, и тот, кто ее нес, погиб как мученик. Мы молим Аллаха принять его в число мучеников».

 

Ячейка, ответственная за взрывы в Атырау была сформирована в 2009 году 20-летней молодежью, вдохновленной Саидом Бурятским - принявшим ислам россиянином, этническим бурятом, который стал одним из лидеров северокавказских джихадистов и был в 2010 году убит российскими силами. 

 

В 2011 году ячейка из Атырау связалась с руководством «Солдат Халифата», находящимся на афганско-пакистанской границе, и получила приказ осуществить взрывы. 

 

Выбор Атырау как места для теракта был симптоматичен, так как в Атырауской области серьезно нарастает экстремизм. По словам директора департамента по делам религий Атырауской области, возраст 90% из 8 тысяч практикующих мусульман региона составляет от 13 до 30 лет, и 70% из этих 8 тысяч молодых людей находятся под влиянием салафизма. Если эти цифры верны, только в Атырауской области живут 5 тысяч салафитов. В октябре потребовалось всего четверо из этих молодых салафитов, чтобы осуществить теракт, который мог повлечь за собой множество жертв. 

 

3 декабря 2011 года в поселке Боралдай под Алма-Атой были убиты пять боевиков «Солдат Халифата», которых казахстанские силы безопасности окружили в их укрытии. Власти Казахстана подозревают эту ячейку в убийстве двух полицейских 8 ноября и, возможно, в расстреле еще двух полицейских 11 ноября в Алма-Ате. 

 

Предположительно ячейка планировала осуществить в Алма-Ате и другие теракты. 

 

Спастись из Боралдая в ходе перестрелки удалось только лидеру ячейки Ерику Аязбаеву, однако 29 декабря он был убит в Кызылорде, на юге Казахстана, полицией, расследовавшей взрыв, который Аязбаев предположительно случайно устроил в доме, в котором он жил. 

 

Как и ячейки Кариева у боралдайской ячейки был свой духовный наставник – погибший в перестрелке в Боралдае Агжан Хасен. По-видимому, это стандартная модель казахстанских ячеек «Солдат Халифата»: шесть-семь боевиков под руководством «духовного наставника» из салафитов-джихадистов. 

 

6 декабря, через три дня после событий в Боралдае, «Солдаты Халифата» заявили, что их сторонники «готовы тысячами умирать» за ислам и что «потерять жизнь – ничтожная цена, которую мы платим ради нашего дела». В своем заявлении организация прославила гибель боевиков, убитых «отступническими силами режима Назарбаева на базе, на которой собрались пять львов “Джунд аль-Халифат” из батальона имени аль-Захира Бейбарса». 

 

Салафиты с запада Казахстана также подозреваются в убийстве полицейских в Актюбинской области 1 июля 2011 года и в убийстве офицера спецназа 2 июля в ходе попытки захватить убийц. Хотя связь с «Солдатами Халифата» доказана не была, в нападениях, предположительно, принимали участие шесть человек, что соответствует обычному размеру ячейки организации. 

 

В попытке обуздать влияние салафитов Назарбаев внес в сентябре 2011 года в парламент проект закона о противодействии религиозному экстремизму, фактически ограничивающего основополагающие религиозные свободы. Законопроект, одобренный нижней палатой парламента и сенатом, предусматривает роспуск и повторную регистрацию религиозных организаций, причем процедура регистрации такова, что ее практически гарантировано не смогут пройти мелкие религиозные организации, в том числе большинство мусульманских объединений, а также некоторые христианские. 

 

Попытки переломить ситуацию

 

Насколько оправданно наступление на религию на фоне скрытого роста числа салафитов-джихадистов в Казахстане остается под вопросом, так как новое религиозное законодательство может настроить против власти многих практикующих мусульман. В любом случае, можно с уверенностью сказать, что любые меры и законы, затрагивающие религию, будут использованы в пропаганде «Солдатами Халифата» и, возможно, помогут террористам рекрутировать новых последователей. 

 

26 октября 2011 года террористическая организация опубликовала видеоролик со следующим заявлением: 

 

«Мы призываем вас отменить эти законы и требуем извиниться перед народом за эту ошибку. Мы требуем для мусульман полной свободы проведения религиозных обрядов. В случае, если вы будете настаивать на вашей позиции, мы будем вынуждены принять против вас меры. Знайте, что политика, которую вы ведете, - та же, которая велась в Тунисе, в Ливии и в Египте. Однако, как вы видите, тем, кто ее проводил, она только причинила ущерб». 

 

Через пять дней после этого произошли попытки терактов в Атырау. Это показывает, что заявления «Солдат Халифата» - не пустые слова, и организация может выполнять свои угрозы. А так как ее ячейки действуют в Казахстане, Назарбаеву придется учитывать ее возможности, когда он будет рассматривать новые меры по сдерживанию салафизма в своей стране. 

 

Джейкоб Зенн – юрист и специалист по проблемам международной безопасности, работающий в Вашингтоне. Он регулярно пишет на темы, связанные с Центральной Азией, Юго-Восточной Азией, Африканским рогом и Нигерией, а также руководит исследовательским, переводческим и экспертным проектом http://zopensource.net/