Во времена Кучмы Украина компенсировала дешевизну голубого топлива низкими транзитными ставками и общими коррупционными схемами, во времена Ющенко - коррупционными схемами, которыми завершались газовые войны (появление на украинском рынке РОСУКРЕНЕРГО и т.п.), которые наносили ущерб имиджу страны как надежному транзитеру, во времена Януковича – нынешним продлением аренды базы для Черноморского флота РФ. Надеяться, что Россия внезапно проявит благородство и подарит руководству Украины несколько десятков лишних миллиардов газовых долларов, сегодня тем более нет никаких оснований.
Те из украинских чиновников, которые годами сидят в правительственных креслах и заведуют энергетикой, не могут не понимать этого факта. Профильный министр Юрий Бойко, первый вице-премьер Андрей Клюев, наконец, и премьер-министр Николай Азаров не первый год участвуют в двусторонних переговорах относительно газа, выслушивают позицию Газпрома и выстраивают линию сотрудничества на год заранее. Их прошлые победы в бесконфликтном решении газового вопроса с Россией - это не успехи дипломатической работы или экономической политики, а согласие участвовать в предложенных Москвой сценариях. А именно в случае с пролонгацией пребывания ЧФ РФ на территории Украины или готовностью сдать российской стороне контроль над газотранспортной системой: сообщение СМИ о таких сценариях не только не были опровергнуты, но и получали новые подтверждения от источников в органах власти.
По-старому не выходит
А сегодня ситуация сложилась так, что традиционный способ не работает. Действующее газовое соглашение более выгодно для россиян, чем мелкие коррупционные схемы, да и активное использование последних привлекло пристальное внимание в Европейском Союзе. Москва не спешит изменять условия сотрудничества и требует за такое изменение чрезмерную даже для украинских вельмож цену. Соглашается сесть за стол переговоров только при обязательной сдаче стратегически важных для нее (как и для Украины) объектов: газотранспортной системы, подземных хранилищ газа и распределительных сетей. Причем не отдельно, а всего комплекса сразу. Ведь, как известно, кто владеет инфраструктурой, тот контролирует территорию. А россияне четко дали понять, что украинская труба их не интересует в отрыве от самой Украины - целью переговоров по различным вопросам сотрудничества является привлечение Киева в интеграционные объединения во главе с Москвой.
Предложенные Россией условия не устраивают наше правительство. Едва ли из-за высокого национального сознания; наиболее вероятно, Газпром готов делать только краткосрочные скидки, а, отдав однажды украинскую трубу, через год-два, когда стоимость газа снова достигнет заоблачных высот, нашим вельможам просто будет нечем торговать, кроме разве что собственных предприятий. Делиться своим бизнесом на Украине никто не готов. Вот и ищут способы заинтересовать россиян в том, чтобы они снизили цену на газ.
Поставленная правительством Азарова задача уменьшить закупки российского голубого топлива вполне естественна. Так делают все страны Европейского Союза, которые задумываются о своей безопасности. В ЕС уже давно действует закон - закупать у одного поставщика газа не более трети от потребляемого, чтобы в случае форс-мажоров или газовых войн страна имела возможность быстрого маневра. А еще там активно развивается рынок сжиженного газа, который не зависит от проложенных труб, а может поставляться танкерами из любого уголка мира. Также вводятся программы роста собственной добычи: перенимая американский опыт, страны ищут на своей территории сланцевый газ, который через несколько лет может освободить их от влияния иностранных поставщиков.
Много шума, мало действия
Озвученная украинским правительством стратегическая цель пока что не имеет ничего общего с выполнением. Весь прошлый год министерство энергетики обещало увеличивать собственную добычу энергетических ресурсов. Как результат - в 2011-м по сравнению с 2010-м добыча газа возросла «аж» на 0,4% (это при том, что почти весь год она уменьшалась, а «прорыв» в статистике приходится на декабрь). Добыча нефти сократилась на 6,3%. Две буровые вышки Украина купила по завышенным ценам, а пользоваться ими начнет в лучшем случае в конце 2012-го.
Привлечения иностранных инвесторов к добыче энергетических ресурсов, в частности нетрадиционного голубого топлива, также фактически не произошло. Соседняя Польша, которая всерьез взялась за его наращивание, уже выдала свыше 100 лицензий на разведку и планирует начать добычу сланцевого газа в 2014-м. Отечественное правительство пока что «застряло» на этапе убеждения иностранных партнеров в выгодности вложения средств в Украину. В Киеве упрямо не слушали голоса самих компаний: сначала создайте нормальные условия работы. В Польше - даже до ее вступления в ЕС - были сформированы надлежащие гарантии стабильности правил игры, а в нашей стране они могут изменяться в зависимости от мнения членов правительства. В сентябре прошлого года украинское правительство с пафосом заявило о подписании соглашений относительно сотрудничества в добыче сланцевого газа с целым рядом западных фирм. Но все они до сих пор оценивают риски.
Похожая ситуация и с сооружением терминала для сжиженного газа. Соседняя Польша, которая также начала реализовывать аналогичный проект, уже начала его строительство и через два года планирует получать такое топливо из Катара. Украина анонсировала идею еще в 2010-м, а 2011 год израсходовала на проведение конкурса на разработку ТЭО проекта, отбор победителей (им стала испанская компания Socoіn), организацию многомесячных международных роуд-шоу для поиска иностранных инвесторов (результаты неизвестны). Это при том, что премьер-министр Николай Азаров обещал, что с января 2012-го начнется фактическое строительство терминала...
1 февраля исполнится год членства Украины в Европейском Энергетическом Сообществе. В 2011-м правительство обязалось провести целый ряд реформ, которые приближали бы энергетический сектор страны к европейским стандартам в сфере газа, электроэнергии, возобновляемых источников энергии. Однако похвастаться особо нечем: соответствующие документы или не разработаны, или подпадают под волшебную фразу «работа ведется», которая не означает ничего конкретного. А выполнение обязательств в пределах Сообщества, кстати, было бы лучшим способом начать предметные переговоры с международными компаниями - или о добыче газа, или о строительстве терминала, поскольку именно такого рода деятельность является сигналом, что страна все-таки определилась с европейским вектором развития.
На фоне упомянутых выше нереализованных планов тем более фантастичными выглядят заявления руководства государства о поиске альтернативных поставщиков газа или его закупке на спотовых рынках. Во-первых, эти инициативы можно было реализовать и два года назад - лишь бы было желание. Во-вторых, что-то надо предложить, например, Турции, чтобы она согласилась выделить Украине квоту для прохода танкеров через перегруженный Босфорский пролив, - задача, не проще всех предыдущих. Да и транспортировать голубое топливо оттуда на Украину пока что нет возможности - оно может быть только в сжиженном состоянии, которое, в свою очередь, нуждается в построенном терминале сжиженного газа в нашем порту. Чего, как известно, ждать надо еще несколько лет.
Понимая, что из года в год цена российского газа будет лишь увеличиваться, правительство имело достаточно времени, чтобы создать условия для уменьшения зависимости от поставок из РФ. Однако оно не спешило с конкретными реформами, ставя их проведение в непосредственную зависимость от результатов украинско-российских переговоров. Дескать, договоримся с «братьями» - подождем с изменениями, не договоримся - активизируем «реформы», чтобы показать свои мускулы. Создается впечатление, что курс на энергетическую независимость - это не столько цель нынешней власти, которая стремится укрепить страну, как средство торговли и давления, чтобы снова заставить российских партнеров сесть за стол переговоров и нарисовать очередную «схемку на двоих».
Перевод: Антон Ефремов