Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Наряду с дипломатическими и экономическими санкциями, введенными против Тегерана, в последние четыре года на иранской земле ведется тайная подрывная деятельность, граничащая порой с настоящими военными действиями. В СМИ постоянно публикуется информация о кибератаках против иранских стратегических структур, о тайных взрывах на армейских объектах и нанесении прямых ударов по иранским ученым и специалистам.
Из всего этого вырисовывается достаточно ясная картина: те, кто пытаются нейтрализовать иранский атомный проект, осознали, что одно лишь дипломатическое или экономическое давление на Тегеран не является эффективным. Было решено перейти к прямым действиям. И эти действия набирают оборот.
Читайте также: Вторжение в Иран не будет для Запада "легкой прогулкой"
Речь не идет о США. После того, как в центре Тегерана был ликвидирован Мустафа Ахмади Рошан, заместитель начальника лаборатории по обогащению урана в Натанзе, американцы стали постоянно подчеркивать, что они не имеют к подобного рода действиям никакого отношения. Вашингтон все еще полагает, что экономические санкции, при условии, что они будут достаточно жесткими, смогут заставить Иран прекратить работу над своим ядерным проектом. С этим связано израильское отчаяние, которое было озвучено на прошлой неделе представителями Иерусалима в беседах с сотрудниками американской администрации. В Израиле не разделяют американскую веру, граничащую с религиозной, в действенность санкций.
С тех пор, как закончилась холодная война между Западом и Востоком, экономические санкции превратились в главный инструмент управления международными конфликтами, поскольку стоимость санкций гораздо ниже, чем непосредственное военное вмешательство. США играет ведущую роль в применении санкций против тех или иных государств. После окончания Второй мировой войны Америка вводила санкции против 45 стран.
Но именно американская история учит тому, что непокорные режимы способны выдержать любые санкции и успешно развиваться, невзирая на самое грубое экономическое и дипломатическое давление. Наиболее ярким примером в этом плане является Куба. Американский бойкот, направленный против режима Фиделя Кастро, длится с 1960 года. Несмотря на все усилия, Вашингтон не сумел добиться того, чтобы граждане острова сбросили коммунистический режим. Лишь резкое ухудшение физического состояния кубинского лидера привело к тому, что его сменил на посту родной брат.
Читайте также: Гвардейцы Асада проходят подготовку в Иране
Израиль также обладает неудачным опытом в этой сфере. Экономическая блокада сектора Газа, находящегося с 2006 года под властью ХАМАСа, не смогла убедить палестинцев избавиться от режима исламистов. Напротив, в результате израильской блокады жители Газы стали еще более зависимыми от власти ХАМАСа. Израиль был вынужден прибегнуть к военной опции, чтобы прекратить обстрел городов южной части страны.
В прошлом месяце исполнилось шесть лет с момента принятия 1737 резолюции ООН, которая позволила ввести санкции против Ирана, включая запрет на поставку сырья, технического оборудования, позволяющего заниматься обогащением урана и производить баллистические ракеты. Был введен запрет на ввоз оружия в Иран. Было разрешено замораживание иранских активов в зарубежных банках. Были введены ограничения на передвижение иранских официальных лиц.
Смотрите по теме: Ядерные объекты Ирана
Американцы со всей серьезностью подошли к реализации санкций начав оказывать давление на банки и международные финансовые структуры в попытке ограничить коммерческие связи Тегерана с остальным миром. Теперь уже ясно, что все это лишь еще больше раззадорило Иран, который решил любой ценой завершить свой ядерный проект. Единственным, что все эти годы сдерживало развитие проекта, были не санкции, а тайная деятельность, ведущаяся против иранцев.