Как сообщают средства массовой информации, российская компания по торговле оружием подписала с Сирией контракт на поставку учебно-боевых самолетов стоимостью 550 миллионов долларов, дав демонстративную пощечину международному сообществу, принявшему санкции против режима сирийского президента Башара аль-Асада.
Однако не исключено, что Москва этим шагом хотела в большей степени подать сигнал Вашингтону, нежели помочь Асаду.
Отвечая на вопросы по поводу подписанного в понедельник контракта, пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд (Victoria Nuland) сказала: «Если эти сообщения точны, они вызывают серьезную озабоченность».
«Мы твердо убеждены в том, что любая страна, до сих пор продающая оружие и технику Сирии, должна серьезно задуматься, - заявила Нуланд, - потому что она находится не на той стороне истории, и данное оружие может быть применено и применяется против ни в чем не повинных людей».
Соединенные Штаты уже попросили Москву дать разъяснения, почему российское судно в нарушение санкций Евросоюза доставило в этом месяце в Сирию боеприпасы. По словам Нуланд, Москва пока не внесла никакой «ясности» в вопрос о данных поставках.
Два высокопоставленных представителя Госдепартамента подняли вопрос о российских военных поставках в Сирию во время своих визитов в Москву. Заместитель госсекретаря Уильям Бернс (William Burns) обсуждал данную тему неделю тому назад, а помощник госсекретаря Джеффри Фелтман (Jeffrey Feltman) находится в российской столице в настоящее время, сообщила Нуланд.
«Вопрос номер один в повестке его визита это Сирия», - сообщила она. Кроме того, обсуждаются усилия США по получению в Совете Безопасности ООН поддержки резолюции с осуждением жестокого подавления демонстрантов властями Сирии, в результате которого, как сообщают Соединенные Штаты, за 10 месяцев погибли 5400 человек.
По словам Нуланд, Соединенные Штаты часто предупреждали Москву о том, «насколько опасно, на наш взгляд, продолжение поставок оружия», и призывали ее «сделать все возможное для прекращения таких поставок».
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров опроверг мнение о том, будто Москва должна давать какие-то объяснения по поводу продажи оружия режиму Асада, который жестоко подавляет выступления протеста.
Заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин также выступил с предостережением, заявив: «Никто не должен вмешиваться в дела Сирии. Это опасно».
Но уже появились признаки того, что за кулисами Кремль тихо и незаметно корректирует свою позицию.
В своих комментариях, которые приводит российское информационное агентство ИТАР-ТАСС, депутат российского парламента и специальный представитель президента Дмитрия Медведева по Африке Михаил Маргелов дал понять, что Россия исчерпала запас средств и методов по предотвращению международного давления на Асада с целью его отставки.
Вето России на резолюцию Совета Безопасности ООН, сказал он, «было последним инструментом, позволяющим Башару Асаду сохранять статус-кво на международной арене». Это был «серьезный сигнал президенту Сирии со стороны России. Данное вето истощило наш арсенал таких ресурсов».
Эксперт по России из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) Мэтью Рожански (Matthew Rojansky) заявил CNN, что продавая Сирии учебно-боевые самолеты и поставляя ей боеприпасы, Россия пытается подать Западу сигнал о том, что он не должен предпринимать в этой стране попытку «смены режима» по ливийскому образцу.
«Если говорить объективно, Асад не так уж и важен, - говорит Рожански. – Важно то, что Россия подводит окончательную красную черту под ливийским прецедентом».
Он добавляет: «Не думаю, что они заинтересованы в том, чтобы режим Асада и дальше использовал оружие против своих граждан. Они четко дали понять, что выступают против кровопролития. Они вооружают его не для того, чтобы он победил в этой конфронтации. Они хотят выступить в качестве посредника, чтобы положить этому противостоянию конец».
Это не очень крупные поставки оружия, отмечает Рожански. Если бы Россия продала Сирии зенитно-ракетные комплексы С-400, это было бы важно.
Последние действия России носят «преднамеренно дерзкий, преднамеренно публичный характер, и осуществляются в очень быстрой последовательности», говорит он. «Причина в том, что все это сигналы».
Сирия не единственная горячая точка в мире, где Россия стремится помешать осуществлению политики США. Во вторник российское Министерство иностранных дел подвергло резкому осуждению новый пакет санкций ЕС против иранского нефтяного сектора, назвав данные санкции «глубоко ошибочными».
Такие карательные меры, нацеленные на прекращение импорта иранской нефти и замораживание активов Тегерана в попытке лишить финансирования ядерную программу этой страны, вряд ли заставят исламскую республику отказаться от этой программы и могут даже привести к прямо противоположному результату, говорится в заявлении российского МИДа.
А министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в Москве группе журналистов, что на данный момент нет никаких реальных доказательств того, что Иран создает атомное оружие.