В среду представители мировой экономической элиты встречаются на форуме в Давосе. Индустриальные государства приезжают на встречу в качестве должников стран с развивающейся экономикой. Смогут ли теперь Европа и Америка освободиться от этой зависимости?
Вторая мировая война оказалась поворотным пунктом в истории, и тогда баланс сил изменился в пользу Соединенных Штатов. Финансовый кризис 2008 года привел к дальнейшим изменениям – экономическая власть стала смещаться от Запада в сторону Востока, точнее говоря – от Соединенных Штатов в направлении Китая.
В течение последних 500 лет именно Запад занимал доминирующее положение в мире и во многих отношениях оказывал на него определяющее воздействие. В экономике и торговле английский язык является языком делового общения, а в политике западная форма демократии считается самым значительным достижением человечества.
Даже в самых удаленных уголках мира люди слушают западную музыку (Элвиса Пресли, Майкла Джексона, а также Моцарта и Баха), восторгаются западными звездами кино, ездят на автомобилях западного дизайна, играют в западные виды спорта (футбол, теннис, гольф), читают книги западных авторов, ведут споры по поводу западной философии и западного образа мысли.
Однако в настоящий момент впервые за последние пять веков на первый план выходит Восток, прежде всего Китай и Индия. Пока наблюдается интенсивное развитие в сфере экономики, однако рано или поздно это затронет и другие области – в этом нет никакого сомнения.
Британский историк Найэлл Фергюсон (Niall Ferguson) при помощи термина «Кимерика» (Chimerika) описывает процесс перемещения власти от монополии США к доуполии Китая и Америки. Это остроумная формулировка, но в этой связи вспоминаются слова Рональда Рейгана во время его предвыборной кампании в борьбе за второй президентский срок: «You ain’t seen nothing yet!» (примерно: Вы еще ничего не видели из того, что нас ожидает). Кимерика – это только начало. Сейчас Китай переживает вторую революцию.
После культурной революции середины 1960-х годов на очереди теперь экономическая революция, открывающая тысячи возможностей. Экономическая мощь Китая увеличивается с каждым днем, как и его политическое влияние, а также понимание того, где он находится, его уверенность в себе и его способность реализовывать свои амбиции. Великий час Китая еще не пробил. Но означает ли это одновременно, что Америка уже опоздала? Идет ли в данном случае речь действительно о победителе и проигравшем, и можно ли говорить об игре с нулевой суммой, при которой Соединенные Штаты автоматически оказываются проигравшими в том случае, если побеждает Китай?
Читайте также: Десять политических рисков для мировой экономики
В соответствии с теорией оптимальности, предложенной итальянским инженером и экономистом Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto), это не обязательно должно быть именно так. В экономике вполне могут происходить процессы, которые никому не наносят ущерба и по крайней мере одному участнику помогают. Если смотреть на вещи глобально, то вполне может случиться так, что Китай окажется на вершине, но при этом Соединенные Штаты не пойдут ко дну. Возможно даже, что оба эти государства поднимутся вверх. Но это станет возможным только в том случае, если Америка отважится на изменение своего курса.
Страны с развивающейся экономикой расширяют свои связи
Если Соединенные Штаты и дальше будут проводить свою ошибочную политику, закат этого государства будет невозможно остановить. Экономические прогнозы уже исходят из того, что в 2027 году Китай опередит Соединенные Штаты и станет крупнейшей экономикой в мире – до этого осталось всего 17 лет. Продолжающееся количественное и качественное ослабление таких экономических факторов как капитал, рабочая сила и технологии приводит к долгосрочному структурному разрушению западной и в первую очередь американской экономики.
Но прежде чем мы обратимся к этой теме, бросим взгляд на страны нового мирового порядка, которые ставят под вопрос существующее в настоящее время господствующее положение Запада.
Как-то бывший банкир рассказал мне историю о своей встрече с высокопоставленным российским чиновником. Спустя всего несколько месяцев после кризиса в России, произошедшего в 1998 году, крупный международный банк принял решение о предоставлении Москве кредита в размере сотен миллионов долларов. Через несколько недель после подписания кредитного соглашения правление банка занималось организацией «завершающего ужина» ( во время которого отмечается заключение договора, и кредитор имеет возможность напомнить заемщику, кто здесь главный, тогда как заемщику – в нашем случае русским – предоставляется шанс выразить свою благодарность). После большого количества телефонных разговоров и целого потока сообщений по электронной почте русские в конце концов капитулировали и заявили о своей готовности встретиться с банкирами в Москве. Но одновременно они сразу предупредили: «Мы Российская Федерация, и нам ваши советы не нужны».
В течение прошедших 50 лет западная политика руководствовалась в своих действиях принципом исключения. Крупные международные организации, определяющие ситуацию в области мировой безопасности, экономики, торговли и развития, находятся под контролем западных индустриальных государств, тогда как страны с развивающейся экономикой и развивающиеся страны в них практически не представлены. В качестве примера можно привести группу G8, руководящие органы Международного валютного фонда, Всемирного банка и много других.
Ситуация медленно меняется, однако до последнего времени все эти организации скептически относились к переменам. Представляется абсурдным то обстоятельство, что Великобритания, Франция, Германия и Италия являются постоянными членами группы G8, а Турция, Саудовская Аравия, Мексика, Южная Африка, Бразилия, Индия и Китай не удостоены такой чести. Все это свидетельствует об отсутствии готовности учитывать реалии современного экономического мира. Страны с развивающейся экономикой отреагировали на сложившуюся ситуацию и создали в противовес западным индустриальным странам свои собственные объединения.
Еще по теме: Мировая экономика в случае катастрофы продержится не более недели
В настоящее время все указывает на то, что они будут объединять свои усилия, а их связи ( в торговле, в финансовом мире и политике) будут и дальше расширяться. С каждым годом растет количество совместных предприятий по производству продуктов питания, по созданию инфраструктуры, а также в области добычи полезных ископаемых. Так, например, Китай в феврале 2009 года объявил о своей готовности предоставить российской нефтяной компании кредит в размере 25 миллиардов долларов. В свою очередь Китайская Народная Республика в течение 20 лет будет получать российскую нефть.
Кроме того, обе страны рассматривают возможность строительства трубопровода из российской Амурской области в город Дацин на севере Китая. В мае 2009 года Китай заключил соглашение об импорте бразильского мяса птицы и говядины, а также предоставил полугосударственной нефтяной компании Petrobras кредит на сумму 10 миллиардов долларов. В свою очередь китайская государственная фирма Sinopec будет в течение 10 лет получать в день 200 000 баррелей нефти. В последние годы Китай привлек к себе внимание своими кредитами, предоставленными для реализации инфраструктурных проектов и добычи полезных ископаемых в Африке, а также в арабских странах.
Страны с развивающейся экономикой активно вкладывают имеющиеся в их распоряжении денежные средства. Речь идет не только о приобретении собственности в разных странах мира, но и о том, чтобы стать единовластным правителем в глобальном супермаркете. В большей степени можно говорить о том, что западные страны совершили успешный маневр и заняли подчиненную позицию, превратившись в должников, тогда как страны с развивающейся экономикой стали их кредиторами. Китай двумя способами держит западный мир в своих руках. Во-первых, Китайская Народная Республика производит товары для Запада, а, с другой стороны, предоставляет им все новые кредиты для того, чтобы они покупали именно эти товары. Таким образом Запад, став должником, находится в зависимом положении, и освободиться от этой зависимости ему будет крайне сложно.
Запад должен серьезно относиться к быстро развивающимся странам как к конкурентам
Некоторые бесцеремонные действия стран с развивающейся экономикой могут вызвать озабоченность, однако жалобы Запада представляются безосновательными, если вспомнить об их собственном пути в экономическому могуществу. В лучшем случае западные страны могут надеяться на то, что им будет позволено и дальше сидеть за обильно накрытым столом глобализации, но даже такой вариант, если учитывать тенденции экономическое развития, им отнюдь не гарантирован.
Еще по теме: Хрупкая и несбалансированная экономика в 2012 году
Быстро развивающиеся страны не без злорадства указывают на плачевную экономическую и финансовую ситуацию на Западе. На всемирном экономическом саммите в Давосе в 2009 году представители российского и китайского руководства подвергли резкой критике Запад и прежде всего Соединенные Штаты, которых они считают ответственными за возникновение мирового экономического кризиса, а также указали на сомнительное экономическое будущее Америки. В своей речи российский премьер-министр Владимир Путин иронизировал по поводу роли Соединенных Штатов в финансовом кризисе. Не исключено, что Вашингтон ожидал подобного рода неприятной головомойки, и поэтому в Давос тогда не приехали высокопоставленные представители американской администрации, и это произошло впервые за долгое время.
Какой же может быть верная стратегия выживания для Запада? Прежде чем Запад приступит к реализации каких-то конкретных мер, ему следует изменить свои установки. Он больше не может позволить себе рассматривать быстро развивающиеся экономические державы как выскочек, сидящих на его стуле. Он должен серьезно относиться к ним как к конкурентам и попытаться вернуть утраченные позиции, однако он не сможет устанавливать более тесные связи со странами с развивающейся экономикой и одновременно продолжать снижать (а не повышать) торговые барьеры. Вместо этого должна произойти перестройка налоговой системы (которая будет поощрять не потребление, а накопление), а также произведена концентрация усилий на трех основополагающих факторах экономического роста – капитале, труде и технологиях.
При этом решающее значение будет иметь сокращение долгового бремени. В Соединенных Штатах сегодня увеличивается количество прогнозов, в соответствии с которыми именно это может и не получиться. Эксперты опасаются того, что Соединенные Штаты через несколько десятилетий превратятся в «социалистическое государство всеобщего благосостояния», в результате чего государственные расходы будут продолжать повышаться. Государство всеобщего благосостояния, в принципе, не является плохим, если оно правильно структурировано, хорошо управляется и способно само себя финансировать. А это и есть решающий фактор для европейских, в том числе и для скандинавских стран или Германии, которые вынуждены финансировать явно выраженную социальную систему.
Проблемы с неверным размещением таких факторов как капитал, труд и технологии усугубляются политическими обстоятельствами (короткие легислатуры и децентрализованная власть), поскольку это не позволяет американским, а также большинству европейских политиков провести реформы и вновь направить экономики своих стран на верный путь. В данном случае управляемые государством капиталистические предприятия вроде тех, которые существуют в Китае, явно находятся в преимущественном положении.
Некоторые наблюдатели считают, что финансовый кризис 2008 года, а также дальнейшие события свидетельствуют о провале социалистического эксперимента на Западе. Руководство индустриально развитых стран осознало абсурдность ситуации, при которой возникают значительные бюджетные дефициты и накапливаются долги, а делается это для того, чтобы иметь возможность финансировать раздутый управленческий аппарат, и скоро мы будем свидетелями того, что маятник качнется в сторону рыночно ориентированной экономики и будут предприняты серьезные меры в области дерегуляции, понижения налогов и поддержки духа предпринимательства с акцентом на частную экономику.
Читайте также: СМИ об экономическом кризисе в зоне ЕС
Это очевидный аргумент, если бы не возражение по поводу того, что подобная форма рыночной ориентации зависит от хорошо образованных и продуктивных трудовых ресурсов, а, согласно статистическим данным, именно этого все больше будет не хватать. В любом случае возвращение к рыночной экономке и отход от концепции социального государства приведет к более значительному неравенству в области доходов в индустриальных странах. На самом деле это неизбежно, так как относительно небольшая часть квалифицированных рабочих и ориентированных на инновации предпринимателей будет иметь на много более высокие доходы, чем широкие массы населения, не обладающие образованием и необходимой профессиональной подготовкой.
Мир сегодня изменился, торговля ведется по новым лекалам, Запад в финансовом отношении нестабилен, а экономические шансы и возможности имеются, скорее, у стран с развивающейся экономикой, нежели у индустриально развитых государств. Эти изменения будут сказываться на развитии ситуации не только в экономике, но и в других областях, в том числе в геополитике. Изменения обычно вызывают тревожные чувства, но одновременно в них могут скрываться большие возможности, если есть мужество ими воспользоваться.
Автор является профессиональным экономистом. Она родилась в Замбии, образование получила в Гарварде и Оксфорде.