Швеция и Финляндия могут и не входить в состав членов НАТО, однако альянсу стоит прибегнуть к их помощи.
Защита европейских членов НАТО в прошлом была главной задачей этого альянса. В настоящее время это стало почти излишним – с одним серьезным исключением. Страны Балтии (общее население которых составляет менее 7 миллионов человек) не имеют собственных военно-воздушных сил, и чтобы их создать потребуются огромные средства. Тем не менее, если нет контроля воздушного пространства, то о суверенитете страны можно говорить лишь условно. По этой причине защита воздушного пространства Эстонии, Латвии и Литвы находилась в руках их союзников по НАТО с момента их вступления в альянс в 2004 году. Для Соединенного королевства, США, Германии или Дании не составляет большого труда посылать в страны Балтии несколько военных самолетов на несколько месяцев. Однако в настоящее время ресурсы стран ограничены, а солидарность среди членов альянса уже не та, что была в прошлом.
Поэтому поддержание этого расписания очередности дежурств подразумевает ведение постоянных мелочных переговоров.
Одним из способов разделить бремя может стать включение Швеции и Финляндии в это расписание. Ни та, ни другая страна не являются членами НАТО. Однако они разделяют соображения относительно принципов безопасности с другими странами Балтийского региона. Трудно представить себе сценарий развития ситуации, в рамках которого безопасность Эстонии, Латвии и Литвы окажется под угрозой, а Швеция и Финляндия останутся или смогут остаться безучастными. Будучи членами Евросоюза, они также связаны статьей о солидарности Лиссабонского договора.
Более того, предполагаемые планы НАТО по укреплению Балтийских государств в момент (гипотетического) кризиса зависят от сотрудничества со Швецией (и в меньшей степени – с Финляндией). Даже сейчас их наблюдение за воздушным и морским пространством тесно связано с наблюдениями НАТО. Полная интеграция – это дело всего лишь нескольких щелчком мышью.
Читайте также: Радар и ракеты "Искандер" в анклаве на Балтике
С этой точки зрения весьма целесообразно привлечь Швецию и Финляндию к миссии охраны воздушного пространства Балтийских государств. Это еще больше свяжет их с НАТО. Это позволит усилить безопасность стран Балтии. Они полностью интегрируют в более масштабное евроатлантическое сообщество, а также установят более крепкие связи со своими непосредственными соседями (действительно, как я в прошлом писал, Эстония является единственным членом НАТО и еврозоны, которая фактически подчиняется всем правилам обоих клубов).
Однако мысль о зависимости от Швеции и Финляндии в вопросах защиты воздушного пространства вызывает серьезное беспокойство у стран Балтии. Это можно расценивать как уменьшение присутствия НАТО – признак того, что альянс более не способен выполнять свою основную задачу и что Статья 5, гласящая, что нападение на одного члена – это нападение на всех – это всего лишь пустой звук, а не настоящее обещание. Они не хотят выглядеть как члены НАТО-лайт, изолированные и периферийные, которым требуются дополнительные или другие мероприятия по обеспечению безопасности. То, чего они будут добиваться на саммите стран-членов НАТО в Чикаго будущим летом, это однозначное продление мандата о защите воздушного пространства, по крайней мере, до 2018 года без всяких условий и обещаний.
Тем не менее, необходимо учесть обе точки зрения. Очевидно, приверженность НАТО принципу обеспечения безопасности своих самых уязвимых членов должна быть твердой. Всего несколько лет назад Россия провела военные учения («Ладога» и «Запад-09»), сценарием которых стали изоляция, вторжение и оккупация стран Балтии. С тех пор НАТО приложило достаточно много усилий для увеличения там своего присутствия, и никакие шаги назад в этом смысле нежелательны.
Читайте также: В Балтийском море нашли неопознанный объект
Однако было бы весьма полезным привлечь к этой миссии также Швецию и Финляндию. Почему бы их воздушным и наземным экипажам не принять участие в исполнении миссии НАТО? Почему бы их самолетам не патрулировать воздушное пространство наравне с самолетами НАТО? Почему бы не позволить самолетам НАТО совершать посадки на военно-воздушных базах Швеции и Финляндии? Главная идея НАТО заключается в том, что коллективная безопасность способствует укреплению безопасности каждого члена: целое всегда больше, чем сумма слагаемых. Этим принципом также следует руководствоваться в сфере сотрудничества альянса с его партнерами.
Автор статьи – корреспондент издания The Economist в центральной и восточной Европе.