Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
18 января судья первого участкового суда Вильнюса Антанас Вирбалас оправдал Альгирдаса Палецкиса, не найдя в его словах «как сейчас выясняется, свои стреляли в своих», желания приветствовать советскую агрессию, унизить достоинство жертв 13 января 1991 года, других защитников свободы или их близких.

18 января судья первого участкового суда Вильнюса Антанас Вирбалас оправдал Альгирдаса Палецкиса, не найдя в его словах «как сейчас выясняется, свои стреляли в своих», желания приветствовать советскую агрессию, унизить достоинство жертв 13 января 1991 года, других  защитников свободы или их близких.

Поддерживавший обвинение прокурор Эгидиюс Шлейнюс такой взгляд категорически отметал, отметив в своей речи, что вина подсудимого совершенно доказана. Он требовал для Палецкиса одного года лишения свободы, предлагая отложить наказание на два года.

В зале суда председатель партии Социалистический народный фронт Альгирдас Падецкис согласился ответить на вопросы «ЛК».

- Выигранный суд – это очень большая моральная победа. Мало кто из моих соратников, впрочем, и я сам, думал, что возможно именно такое решение литовской Фемиды. Все-таки нажим на суд со стороны моих политических оппонентов был и остается достаточно сильным. На этом фоне справедливое решение судьи важно вдвойне.

Читайте также: Литва покалечена советским периодом

Думаю, судья вник в суть дела и сделал верный вывод о том, что 3-4-5 слов не могут быть поводом для огромного, резонансного процесса. И не могут стать обвинением по очень серьезной, можно сказать, тяжеловесной, неподъемной статье, которую мне  инкриминировали – 170, часть 2 Уголовного кодекса. Как правильно сказал судья, в пяти моих словах нет слов «СССР», «отрицание», «агрессия», «оккупация», «жертвы» или каких-либо других, унижающих жертв или умаляющих их деяния.

То есть судья довольно объективно посмотрел на вещи, на которые с начала процесса акцентировал внимание мой адвокат.

Я рад, что это оказалась победа свободы слова. По крайней мере, на этом этапе. Поскольку преследование за слово – это полный абсурд, нарушение прав человека, о которых у нас любят поговорить, когда дело касается соседей.

- Известно, что поддержать вас пришло немало живых свидетелей тех событий. Мягко говоря, их воспоминания о 13 января отличаются от официальной трактовки событий у Вильнюсской телебашни и здания телецентра.

- Да, я рассчитывал на честность и объективность свидетелей. Я верил, что хотя бы малая их часть должна появиться в судебном присутствии. Но их оказалось даже больше, чем ожидал. Причем о своей готовности помочь говорили и нынешние вильнюсцы, и вильнюсцы, давно живущие в США, Германии, Израиле и даже Австралии.

Второе. В моем распоряжении оказалась масса, повторюсь – масса источников, на которые опиралась моя защита. Оставить без внимания оказалось просто нельзя, а некоторые документы вообще впервые были преданы огласке.

Тем не менее, можно говорить, что выиграна только битва, но не война. Очень болезненно политическая элита расстается с этим идеологическим мифом. За 21 год до конца дело не расследовано. Поэтому сегодня могу с чистым сердцем заявить: как бы ни завершился судебный процесс – выигрышем, проигрышем, апелляцией или ее отсутствием, – мы все равно будем стараться докопаться до  истины, чтобы сложить окончательную мозаику событий 13 января 1991 года. Думаю, еще очень многое должно проясниться.

- Но удастся ли поднять этот исторический пласт? Ведь пока  даже история тех дней не написана, хотя живых свидетелей событий – тысячи…

- Вообще-то нужна международная комиссия. Мы так считаем. События 13 января 1991 года давно вышли за собственно литовские рамки или рамки литовско-российских отношений. Но ведь были затронуты интересы других республик бывшего СССР. В событиях в Вильнюсе участвовали граждане Беларуси, России. Давайте помнить, что велась большая геополитическая игра. Кое-кто даже говорит сегодня, что это была одна из первых цветных революций в Европе. Которая пустила ростки  всюду. Кстати, ее элементы просматривались и в России на декабрьских митингах и в акциях протеста.

Еще по теме: Литва не придает должного значения убитым евреям

То есть тема громадна. Она перекликается с событиями в Латвии, в Риге. Я говорил об этом с латышами. Они тоже склонны надеяться, что сообща удастся создать  международную комиссию для расследования событий в Вильнюсе 13 января 1991 года.

- Осенью парламентские выборы. Какие перспективы вы связываете с ними?

- Судебный процесс отнял  массу энергии и времени. Вместо того чтобы бороться за права простых людей, партийные активисты должны были обивать пороги судебного присутствия. А партийная повестка дня огромна.



Будем активней защищать  права наемных работников. Их отношения с работодателями в Литве крайне сложные. Как правило, работодатели используют все возможные лазейки, чтобы ущемить наемного работника.

Чтобы работа была эффективней, налаживаем связи с профсоюзами, которые солидарны с СНФ.

Социалистический народный фронт, я это особо подчеркиваю, стоит именно на страже интересов трудящихся.

Кстати, за спиной нашей партии не стоит никто – никакие спецслужбы, никакие государства. Когда меня достают такими придирками, я отшучиваюсь – обвиняйте нас еще и в том, что мы – люди бен Ладена.

За нами действительно никто не стоит. В этом и сила партии, и ее слабость. Сила – мы свободны. Слабость – не хватает ресурсов. Но со временем люди оценят нашу очень простую, откровенную, принципиальную и неменяющуюся позицию.

- Как инициатору создания «Литвы без нацизма» просто не могу не задать вопроса о сегодняшних его тенденциях…

- Нацизм приходит незаметно. И всегда он начинался с маленьких поползновений. Вдруг где-то кто-то наехал на цыган или евреев. Или еще на кого-то. И вдруг эта сила уже в парламенте. Вдруг у нее уже большинство голосов. Так нацизм продирается к власти. От Финляндии до Венгрии, от Франции до Прибалтики эти партии наращивают мускулы. Они уже в парламенте Латвии, получив более десяти процентов мандатов.

В Литве тоже есть признаки возрождения нацизма. Не буду много говорить, эти примеры хорошо известны: реабилитированная свастика, марши неонацистов. Настораживает, что элита реагирует спокойно. Элита даже не вякает. Уверен, во многих госструктурах сидят притаившиеся неонацисты. Они есть в армии, есть и в других ведомствах.

Читайте также: Литва - литовцам или Убей в себе государство

Такое положение дел нужно пресекать. Вопрос – как? Участвуя в международном движении «Мир без нацизма»,  »Литва без нацизма». Необходимо  информационное и международное противостояние. А нацистские традиции в Литве есть. Достаточно вспомнить, как чествуют на государственном уровне откровенных уголовников, убийц.

В Литве ищут героев там, где их нет. Оправдывается и героизируется террор. Это знак для будущего времени – так можно действовать. Можно расстреливать даже детей. Любые методы партизанской войны при определенных условиях можно будет повторить.

Кстати, известно, что партизанские суды, активно работавшие в лесах  в послевоенные годы, приговорили многих рядовых партизан и даже командиров к ответственности за преступления против мирного населения. Как правило, вынесение наказания по таким делам откладывалось до восстановления независимости. Ее восстановили более 20 лет назад. Однако до сих пор не вынуто из столов ни одно дело партизанского суда чести, не говоря уже о вынесении приговора.

Думаю, теперешняя элита повторяет ошибки довоенной элиты. Та видела в нацизме возможность повлиять на события в Литве.

Неонацизм пока еще котенок. Но он отращивает когти. Можно не сомневаться, что если процессу не мешать, они вырастут большими и острыми.
 
Владимир Усхопчик, бывший командир дивизии:

- Во время событий, которые были в Вильнюсе 13-14 января 1991 года, мы, солдаты и офицеры Советской армии, могли навести порядок легко, быстро и четко.

Мы и навели порядок, но без стрельбы, гибели людей, жертв и многого из того, что ныне нам приписывают. А эти жертвы – 14 человек, которые появились в ночь с 13 на 14 января – их трупы были собраны провокаторами со всей Литвы. Экспертиза показала несостоятельность, и об этом говорил Палецкис: смерть «жертв» наступила не от того оружия, которое было у нас на вооружении.
 
Кястутис Масюлис, член Сейма Литвы:

- Недопустимо, чтобы суд принимал такие решения, опираясь на цитаты из книги бывшего коммуниста Витаутаса Петкявичюса «Корабль дураков». Или на другие источники, которые подсовывают  враги независимости.

Когда меня спросили, а кто в таком случае стрелял в спину советского лейтенанта и убил его, я ответил прямо: кто угодно, только не безоружные защитники независимости, которые 13 января противостояли танкам агрессоров.

Жертвы 13 января не должны быть забыты.