Кандидат на пост президента России, лидер партии «Справедливая Россия» ответил на вопросы Михаила Соколова в прямом эфире Радио Свобода в программе «Время гостей».
- Как вы ведете кампанию? Тут ЦИК сообщает, что избирательный фонд открыт, а средства еще не поступили. Неужели вас бросили спонсоры?
- Деньги есть, они поступят в избирательный фонд тогда, когда надо будет их тратить - на издание определенного рода литературы, на оплату теле- радиоэфиров. Жду жеребьевку, чтобы понять, что бесплатно, а что нужно будет оплатить. И как только будут понятны траты, тогда пойдут деньги в избирательный фонд. Считаю, что деньги не должны там лежать мертвым грузом.
- Премьер-министр Владимир Путин выступил в Кемерове на митинге в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина. Рабочие назвали его великим. Готовятся митинги на Урале. Непонятно, как оплачивается все это - перелет, охрана, билборды «Мы за Путина»... Не основание ли это для снятия кандидата Путина?
- По поводу перелета и охраны в законе указано, что охраняемые лица имеют право пользоваться соответствующим транспортом, и это не является нарушением. А вот его регулярное появление в эфире и очень большие сюжеты, которые как бы рассказывают о премьер-министре, а на самом деле о кандидате в президенте - здесь, конечно, вопросы возникают.
Читайте также: Сергей Миронов продолжит продвигать "Справедливую Россию" во власть
- А где ваши жалобы?
- Чтобы подать жалобы, нужны хорошие, убедительные факты, мои юристы над этим работают.
- Центризбирком снимает сейчас с избирательной гонки Григория Явлинского. Как вы думаете, в чем причина? Ксерокопии подписных листов, как-то так неправильно сделанные или это политическое решение?
- Я считаю, что это политическое решение. Меня никто не убедит, что подписи у Михаила Прохорова так безупречны. Я давно занимаюсь выборами, сам собирал подписи, прекрасно понимаю, что в любой массе подписей можно найти изъяны. Даже если - я подчеркиваю - это будут реальные подписи людей, которые сами их ставили. Потому что при оформлении всегда бывают те или иные неточности... И я считаю, что политически ошибочно снимать Григория Явлинского. Да, он мой конкурент, и я прекрасно понимаю, что он будет отнимать у меня голоса, но только избиратель должен решать, быть кандидату кандидатом, а потом - президентом или нет.
- Есть мнения экспертов, что Явлинского снимают, в том числе, для того чтобы понизить явку на выборы. Если его снимут, вы не хотите с ним встретиться и обсудить вопрос о каких-то совместных действиях?
- Я не исключаю такую встречу. Кстати, когда на заседании Совета Думы обсуждалось обращение «Яблока» о допуске на правительственный час (куда приглашены Чуров, Нургалиев, Бастрыкин) представителей партии, мой голос «за» был единственным, все остальные проголосовали против. Хотя во время обсуждения мне казалось, что и депутаты от КПРФ и ЛДПР готовы поддержать «Яблоко».
- На пленарное заседание Госдумы приглашен Чуров в числе других. Зачем вы добиваетесь его отставки, он же винтик этой машины фальсификаций, которая управляется из Кремля и со Старой площади через губернаторов и мэров?
- Это будет сигналом для всех председателей участковых территориальных комиссий, которые замешаны в фальсификациях. Если будет отправлен в отставку Чуров либо у него хватит совести самому подать в отставку, это будет верным и нужным сигналом. У нас нет никаких иллюзий по поводу его роли, но мы видим, что Центризбирком фактически потворствовал нарушениям, и отстранение Чурова от занимаемой должности, мы считаем, было бы очень важным и нужным сигналом для всех членов любых избирательных комиссий любого уровня.
Еще по теме: Миронова уговаривают пойти против Путина
- «Единая Россия» заявила, что ваши требования - провокация, что вы давите на избирательные комиссии.
- Ну, кто бы сомневался в позиции «Единой России»... Ее логика заключается в одной простой вещи: Владимир Владимирович, что вы хотите, мы все сделаем. Так вот все, что не укладывается в эту логику, всегда будет объявляться провокацией.
- Главный политтехнолог Кремля господин Володин дает указания, чтобы победа Владимира Путина была обеспечена в первом туре. Что вы думаете об этой бурной деятельности?
- Думаю, что это очевидно и понятно с точки зрения логики господина Володина. А с точки зрения здравого смысла, конечно, вызывает вопросы. Я напомню, что такие же призывы и такие же инструкции были во время думской кампании, чтобы «Единая Россия» набрала 65 проценитов. Но она набрала меньше 50-ти. Поэтому я думаю, что у технологов от «Единой России» уже не все получается.
- Как противостоять машине, которая работает через «карусели», вбросы, чуровскую арифметику, переписывание протоколов? Как организовать реальный контроль и честный подсчет голосов? Реально ли это сделать до 4 марта? Об этом спрашивают слушатели Радио Свобода.
- Самое главное средство, главный рецепт - это, конечно, активное наблюдение. Причем как наблюдателей, находящихся непосредственно на избирательных участках, так и тех, кто будет мониторить ситуацию через вэб-камеры в интернете.
Мы в партии сейчас проводим работу, чтобы каждый участок будет закреплен за несколькими десятками людей, которые в режиме онлайн будут следить за ситуацией. В том числе считать, сколько реально людей подошло к урне, как будет осуществляться подсчет голосов. Если там не будет всяких технических и иных выключений...
И, кстати, вношу предложение. 26 января по инициативе «Единой России» планируется собрать «круглый стол» из представителей всех партий, и не только парламентских, чтобы обсудить, какие необходимые изменения в избирательное законодательство. Я буду предлагать одну вещь. После того, как подсчет закончен, есть такое правило: каждая участковая комиссия заполняет образец большого протокола, такой лист ватмана, как плакат, так вот, этот большой протокол нужно поставить прямо перед вэб-камерой и в режиме онлайн заполнить, чтобы все, любой желающий мог увидеть те цифры, которые там появятся.
Читайте также: Миронов не в обиде на Путина
- Как вы относитесь к лозунгу митингов «Владимир Путин должен уйти»?
- Отношусь как к пожеланию тех протестующих, которые выходят на улицы и как к абсолютно нереальному воплощению. Потому что Владимир Путин не уйдет. Он идет на выборы, и намерен победить в первом туре.
- То есть вы считаете, что победить Владимира Путина на выборах невозможно?
- Нет, я считаю, что нужно бороться за второй тур. Я не без оснований полагаю, что второй тур реалистичен. И конечно, буду бороться за то, чтобы во втором туре вместе с Владимиром Путиным был именно я.
- Вы согласились с частью требований митингов на Болотной и проспекте Сахарова, сказали, что готовы взять на себя миссию переходного президентства. Что вы вкладываете в это понятие?
- Да, действительно, я заявил о том, что в случае, если граждане Российской Федерации проголосуют за меня, я готов распустить Государственную Думу и назначить новые выборы по новому избирательному закону на декабрь 2012 года. И готов не позднее декабря 2013 года добровольно уйти в отставку и назначить выборы президента на март 2014 года.
По сути, получается два года после марта 2012 года. За эти два года я считаю необходимым провести политические реформы, включающие в себя организацию проведения Конституционного собрания, которое в спокойном режиме займется изменением нашей конституции.
И я считаю, что как минимум три новых главы должно появиться в нашей конституции - глава, которая будет называться «Гражданское общество», глава, которая будет называться «Контрольные органы», и глава, которая будет называться «Россия в союзных государствах». Кроме других правок, включая устранение слова «подряд» в строке, где говорится, что президентом может быть избран человек не более чем на два срока подряд. Слово «подряд» нужно убрать.
И самое главное, я считаю, что президент, которые будет избран, обязан начать самые серьезные социально-экономические преобразования. Потому что в конечном итоге все политические реформы - это инструментарий, это способ для того, чтобы решать главную проблему, а главная проблема сегодня - огромное социальное расслоение граждан Российской Федерации.
Вот начав эти реформы, доведя их до некого логического уровня, я готов добровольно сложить полномочия. Но при этом, если те реформы, которые я бы за два года провел, будут поддержаны народом, естественно, никто не мешает мне участвовать, как кандидату, в выборах в марте 2014 года.