Нурсултан Назарбаев, возглавляющий богатое нефтью центральноазиатское государство Казахстан, добился успеха, а Запад, помня о нефтяном и газовом богатстве Казахстана, и о том, что по его территории проходят пути снабжения в Афганистан, даже глазом не моргнул.
Новым унижением для осажденной казахстанской оппозиции стало то, что свою убедительную победу на тщательно отрежиссированных выборах правящая партия Назарбаева «Нур Отан» (Свет отечества) одержала через месяц после того, как силы безопасности открыли огонь по демонстрантам в городе нефтяников Жанаозен на западе страны, убив 17 человек. Это были самые мощные волнения за все 20 лет независимости Казахстана - страны, которая всегда гордилась своей политической и социальной стабильностью, что помогало завоевывать умы и сердца ее населения, а также привлекать иностранных инвесторов, которые вложили миллионы в ее энергетический сектор.
Назарбаев назвал прошедшие в Казахстане 15 января парламентские выборы решающим моментом в неспешном переходе этой огромной постсоветской страны с 17-миллионным населением к демократии. Голосование закончилось тем, что силы оппозиции, как обычно, не попали в послушный законодательный орган власти Казахстана.
Читайте также: В Казахстане за беспорядки в Жанаозене может ответить оппозиция
«Нет настоящих признаков того, что казахский президент хочет принять западную демократию, - говорит региональный аналитик из IHS Global Insight Лилит Геворгян (Lilit Gevorgyan). – Он и его команда не делают из этого секрета».
Западные страны, высоко ценящие Казахстан как стремящегося к сотрудничеству партнера из региона с нежелающими сотрудничать государствами, очень тихо критикуют нынешние выборы в частности, и болезненно медленное движение Казахстана к демократии в целом. Политологи заявляют, что такая позиция может ударить по ним подобно бумерангу.
После выборов Вашингтон все-таки выразил робкую «надежду, что правительство Казахстана добьется заявленной цели по созданию условий, необходимых для подлинного политического плюрализма».
Однако критики отмечают, что давление на Казахстан с призывами к проведению значимых демократических реформ ослаблено тем обстоятельством, что Соединенные Штаты высоко ценят решение Астаны разрешить провоз грузов в Афганистан по территории своей обширной страны, расположенной между Россией и Китаем. Их транзит осуществляется по Северной сети доставки, представляющей собой наземный маршрут снабжения, приобретший большую стратегическую значимость, поскольку Пакистан становится все более нестабильным и ненадежным.
«Все понимают, что Назарбаев устраивает Запад», - говорит казахский аналитик Досым Сатпаев. Слабая критика Запада устраивает и Назарбаева, для которого международное одобрение важно настолько, что он платит западным пиар-компаниям большие деньги, чтобы те наводили глянец на имидже Астаны.
Не стоит заблуждаться: выборы были фарсом. Партия Назарбаева взяла парламент штурмом, набрав 81 процент голосов. А две другие поддерживающие режим партии – «Ак Жол» (Светлый путь) и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) – едва преодолели семипроцентный барьер и получили жалкую горстку мандатов в 107-местной нижней палате парламента.
Лидером «Ак Жола» является Азат Перуашев, который до лета прошлого года был членом «Нур Отана», а потом возглавил эту якобы оппозиционную партию. А КНПК Сатпаев вообще сбрасывает со счетов, называя ее политическим клоном. «Овечка Долли долго не прожила – это был искусственный организм со слабым иммунитетом, - насмешливо говорит он. – То же самое можно сказать о КНПК».
Читайте также: Выясняется, что Казахстан нестабилен
А как насчет настоящей оппозиции? Большую часть диссидентских голосов из этих выборов исключили, пользуясь самыми разными средствами. Партию «Алга» (Вперед) не зарегистрировали; Коммунистическую партию (соперницу КНПК и критика Назарбаева) отстранили; «Руханият» (Духовность) исключили из списков на весьма сомнительных процедурных основаниях, когда ее лидер Серикжан Мамбеталин начал шуметь по поводу стрельбы в Жанаозене.
Поэтому у сторонников протестного голосования вариант остался только один: Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), выступающая на платформе демократических реформ и социальной справедливости. На выборах в 2007 году она была второй, но не сумела преодолеть избирательный порог, в связи с чем в парламенте осталась всего одна партия – «Нур Отан». Назарбаев тогда заявил, что это аномалия, которую должны устранить следующие выборы.
Но сделать ему это не удалось. На сей раз ОСДП закричала о нечестной игре из-за дисквалификации в последний момент ее сопредседателя Булата Абилова, обвиненного в представлении ложных деклараций о доходах. Когда появились официальные результаты, оппозицию снова исключили из парламента, поскольку она набрала 1,7 процента голосов.
День выборов «стал черным днем в календаре всей истории Казахстана, - возмущался заместитель руководителя ОСДП Амиржан Косанов на небольшом митинге после выборов, состоявшемся в экономической столице Казахстана Алма-Ате, где партийные лидеры в знак протеста сожгли копии избирательных протоколов. – В этот день была расстреляна демократия, как расстреливали из пулеметов наших мирных граждан в Жанаозене!»
Еще по теме: В отличие от России, Казахстан накануне выборов ввел жесткий запрет на проведение акции протеста
Голосование, говорит сопредседатель ОСДП Жармахан Туякбай с апокалиптическими нотками в голосе, стало «Рубиконом, после которого утрачены все надежды на то, что нынешние власти смогут себя реформировать».
А Назарбаев приветствовал выборы в Казахстане, назвав их самыми справедливыми, а также «переломным моментом».
Заявления оппозиции о подтасовках подтверждают видеокадры «Радио Свободная Европа», на которых, очевидно, показан вброс бюллетеней, а также убийственные оценки миссии наблюдателей во главе с главной европейской организацией по мониторингу выборов ОБСЕ.
«Подлинный плюрализм не нуждается в той оркестровке, которую мы наблюдали – соблюдение фундаментальных свобод обеспечит его само по себе», - сделал вывод глава миссии Миклош Харашти (Miklos Haraszti). (Посол Казахстана в Вашингтоне Ерлан Идрисов назвал эту оценку «не очень сбалансированной».)
Но подлинный плюрализм для Назарбаева не подходит. Наслаждаясь своим титулом «лидера нации», он руководит Казахстаном более двадцати лет, умело отражая любые нападки на свою власть. Получив персональную индульгенцию от конституционных ограничений и возможность быть пожизненным президентом, Назарбаев регулярно побеждает на выборах с астрономическими показателями. Во время голосования в апреле прошлого года, которое оппозиция бойкотировала, он набрал 95,5% голосов, доказав свою популярность настолько, что один из его фиктивных конкурентов проголосовал не за себя, а за Назарбаева.
Критики обвиняют его в создании культа личности, хотя окружение президента это отрицает, предпочитая сравнивать его с таким «отцом нации», как Ататюрк. Тем не менее, свидетельств публичного низкопоклонства существует немало. Назарбаева увековечили на голубом экране, в литературе, как героя сказок, а также в грандиозных статуях.
Может, Назарбаев и автократ, но он пользуется подлинной популярностью среди людей, готовых променять политические свободы на экономическое развитие с нефтяной подпиткой посреди мирового кризиса (ВВП Казахстана в прошлом году вырос на 7,5%). Общество также ставит ему в заслугу то, что он сохраняет межэтнической равновесие в этой многонациональной стране, где живут представители 130 национальностей.
Но хваленая казахстанская стабильность пошатнулась, когда 16 декабря в городе Жанаозене вспыхнули беспорядки. Произошло это как раз в тот момент, когда Назарбаев возглавлял празднования 20-й годовщины независимости, которые также стали мероприятием по чествованию его руководства.
Читайте также: В Казахстане в результате беспорядков погибли 15 человек и более ста ранены
Когда он открывал в основанной им десять лет назад футуристической и шикарной столице Астане арку, сильно напоминающую Триумфальную арку в Париже, празднования были внезапно омрачены. Спор по поводу оплаты труда в энергетическом секторе, который тихо кипел много месяцев, вылился в кровопролитные столкновения между силами безопасности и манифестантами, в результате чего 17 человек погибли. Эти события ошеломили страну, с гордостью считающую себя бастионом стабильности в неспокойном регионе, где расположены буйный Афганистан и раздираемая внутренней враждой Киргизия, в которой с 2005 года свергли двух руководителей.
Обстоятельства конфликта до сих пор вызывают споры. Полиция заявляет, что была атакована протестующими и стреляла в воздух, а демонстранты пострадали от рикошетящих пуль. Но видеокадры на YouTube показывают, что полиция вроде бы стреляет боевыми патронами прямо по отступающим демонстрантам, а затем жестоко избивает одного упавшего.
Когда я приехала в Жанаозен через несколько дней после беспорядков, больница была забита ранеными с огнестрельными ранениями, а обгоревшие останки зданий местной администрации и офиса нефтяной компании «ОзенМунайГаз» свидетельствовали о той волне возмущений, которая прокатилась по городу. Сотрудники больницы заявили, что лечат 75 человек с огнестрельными ранениями. Если к этому добавить убитых, то «рикошетящих пуль» получается слишком много. Среди пациентов были люди с множественными синяками и кровоподтеками. Они говорили, что их избивала полиция. Организация Human Rights Watch выступила с утверждением о том, что задержанные и брошенные за решетку люди подвергались пыткам.
Генеральный прокурор Асхат Даулбаев объявил 25 января, что пяти сотрудникам полиции будут предъявлены обвинения в связи с гибелью людей, в том числе, начальнику следственного изолятора, у которого в камере умер задержанный. Обвинения в совершении правонарушений во время беспорядков предъявлены 55 манифестантам.
Хотя Назарбаев пообещал провести тщательное расследование фактов насилия, он оправдывает полицию, заявляя, что она ни в чем не виновата. В Жанаозене в связи с введением чрезвычайного положения действует комендантский час, и правозащитники опасаются, что участников протестов запугивают, пытаясь сделать из них козлов отпущения. Сообщения о том, что 70 процентов жителей города проголосовали в ходе выборов за «Нур Отан», лишь усилили эти опасения.
Смотрите по теме: Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
Назарбаев признал, что у манифестантов были основания для недовольства, и уволил руководителей нефтяной компании за то, что они не сумели предотвратить забастовку. Он также отправил в отставку своего зятя Тимура Кулибаева, который осуществляет контроль за энергетическими компаниями. Президент также обвинил в подстрекательстве к насилию таинственные третьи силы, хотя многие обозреватели видят в этих событиях результат общественного недовольства усиливающимся неравенством и плохими жизненными условиями.
Президентский советник Ермухамет Ертысбаев указал пальцем на двоих беглых оппонентов Назарбаева – его живущего на Мальте бывшего зятя Рахата Алиева и проживающего в Лондоне олигарха Мухтара Аблязова, которые свою причастность отрицают. Астана также обвинила в провоцировании беспорядков лидеров оппозиции, арестовав 23 января лидера партии «Алга» Владимира Козлова.
Обозревателей тревожит то, что администрация Назарбаева, опасающаяся распространения протестных настроений, может принять меры по обезглавливанию оппозиции, дабы предотвратить в казахских степях волнения, приведшие к свержению ближневосточных диктаторов. Так что же, «арабская весна» направляется в Среднюю Азию?
«Будет казахская весна. Если не будет весны, будет казахская осень», - пророчествует известный деятель из ОСДП Балташ Турсунбаев. Но аналитики считают это преувеличением.
«Несмотря на сравнения между недавними сменами режимов на Ближнем Востоке и Казахстаном, в которых самыми важными сходствами являются коррупция и кумовство в рядах элиты, инфляция и рост цен на продукты питания, риски крупномасштабных социальных потрясений или «казахской весны» в стране в ближайшем времени ничтожны», - говорит эксперт по Центральной Азии из лондонской консалтинговой фирмы GPW Кейт Моллинсон (Kate Mallinson), указывая на «отсутствие протестных настроений после недавних выступлений в политической и финансовой столицах страны Астане и Алма-Ате».
С ней согласен казахстанский аналитик Сатпаев: «Власть монолитна, так что, пока элита объединена вокруг президента, а оппозиция слаба, это маловероятно».
Но конец эпохи Назарбаева все равно приближается – а та поддержка, которую Запад демонстрирует 71-летнему президенту, может дать обратный результат.
«Поддерживая авторитарное правительство Казахстана на протяжении двух последних десятилетий, Запад и Америка становятся чрезвычайно уязвимыми для того международного осуждения, которое начнется после ухода Назарбаева», - предупреждает Моллинсон. Но похоже, что некоторые уроки усвоить особенно трудно.
Джоанна Лиллис – внештатный журналист, работает в Центральной Азии с 2001 года, а в Казахстане с 2005 года.