В январе загадочное российское грузовое судно добралось до порта в Лимассоле на Кипре, будучи вынужденным искать убежища в сильный шторм. На борту судна Chariot были спрятаны четыре контейнера с 60 тоннами патронов для АК-47 и противотанковых ружей. Грузоотправителем является российская государственная компания, занимающаяся продажей продукции военного назначения, «Рособоронэкспорт», а теневым покупателем стало правительство Сирии.
Кипр, член Евросоюза с 2004 года, должен был задержать груз. Перевозка оружия стала вопиющим нарушением жесткого эмбарго Евросоюза на поставки военного снаряжения в Сирию, правительство которой с прошлого года жестко расправляется с собственными гражданами и убивает протестующих, выступающих против режима.
Вместо этого, чиновники Кипра разрешили судну покинуть порт, после того как они получили расплывчатые заверения в том, что оно изменит свой курс. Судно заправилось горючим, вышло из порта и прямым курсом направилось в сирийский порт Тартус, куда оно и доставило свой сомнительный груз.
Критики утверждают, что этот эпизод является еще одним доказательством нежелания Кипра вызывать недовольство Москвы, его «непристойного подобострастия». Этот случай напоминает другое дело, когда суд Кипра в 2010 году выпустил под залог Кристофера Метсоса (Christopher Metsos) - предполагаемого лидера бездарной российской агентурной сети, раскрытой в США, членом которой была блистательная Анна Чапман. Метсос сразу же бежал.
Читайте также: Кипр и Россия сближаются
Нежелание Кипра досаждать Владимиру Путину вполне понятно. Кремль пообещал – хотя пока еще не выделил – кредит в размере 2,5 миллиарда евро (2,1 миллиарда фунтов) для стабилизации экономики Кипра. Россия также была надежным союзником Кипра в Совете Безопасности ООН и противником непризнанного кипрского турецкого «государства» на севере острова, которое поддерживала Анкара.
Сейчас настолько много русских живет в Лимассоле, привлекательном порту со старинным городом и замком крестоносцев, что этот курорт уже называют «Лимассолград». Там издается газета на русском языке, есть две русские школы и одна радиостанция. По воскресеньям русские собираются в Debenhams, туристический маршрут в этом городе пролегает через магазины, где торгуют шубами, кефиром – русским кисломолочным продуктом – и «Балтикой» - популярным в России пивом.
Далее следуют множество баров и клубов Лимассола. Там при взгляде на украинских, белорусских и молдавских проституток, промышляющих в барах вдоль пляжа, чувствуется отталкивающее восточное влияние.
Русскоговорящее население Кипра составляет 35 000-40 000 человек. Туда входят «понтийские» русские греческого происхождения, которые выросли в Советском Союзе и мигрировали на остров в 1990-е годы с побережья Черного моря.
«Лимассол – это часть Российской Федерации»,- утверждает Артем, 25-летний официант ресторана «Тарас Бульба», получивший свое название в честь казака из повести Николая Гоголя. Недалеко от нас что-то праздновала группа русских женщин. Почему так много русских сюда приезжают? «Во-первых, низкие налоги. Во-вторых, русским легко получить визу сюда», - объяснил он.
Наталия Кардаш, главный редактор русской еженедельной газеты «Вестник Кипра» сказала: «Кипр очень удобен. Поставьте себя на место российского бизнесмена, который хочет здесь работать. Он привозит сюда свою семью. Его жена может ходить по магазинам. Ей не нужно учить английский. Все говорят по-русски. Здесь десятки русских парикмахерских и салонов красоты».
Она добавила: «На Кипре всегда жили иностранцы. Они не относятся к иностранцам как к иностранцам. Русские чувствуют их гостеприимство. Даже мэр Лимассола говорит по-русски. В Восточной Европе русских не очень-то любят, хотя при этом они очень любят наши деньги».
Читайте также: Греция и Россия сплотились вокруг Кипра
Действительно, огромные суммы денег накапливаются на офшорных счетах на Кипре. Более 25% банковских депозитов и около одной трети иностранных инвестиций поступают из России. Обычно российские инвесторы создают компании с офшорным адресом, чтобы извлекать выгоду из низкого налога с доходов корпораций, который составляет всего 10%. Многие их этих фондов они реинвестируют в России – в 2008 году их общая сумма составила 1,4 миллиарда евро – избегая при этом уплаты российских налогов. Власти Кипра с негодованием отвергают обвинения в том, что остров стал безопасной зоной для отмывания денег. Они также указывают на тот факт, что россияне инвестируют гораздо больше средств в Австрии и Соединенном Королевстве.
Однако многие аналитики скептически настроены: «Мы говорим о том, что российские деньги отмываются через Кипр. Русская мафия активно использует Кипр,- заявил Хьюберт Фаустманн (Hubert Faustmann), младший профессор университета Никосии, занимающийся изучением европейских вопросов. - Именно поэтому Россия совсем не заинтересована в том, чтобы экономика Кипра находилась в состоянии упадка».
На холмах над Лимассолом располагаются многочисленные роскошные виллы, с которых отрываются великолепные виды на море. Многие из них принадлежат русским, которые приобрели их, пользуясь механизмами теневых офшорных инвестиций. Остальные принадлежат зажиточным киприотам. Местные жители жалуются, что приток русских денег вызвал рост цен. Здания зачастую выглядят безвкусными, многие виллы большую часть года пустуют.
Обыкновенные русские, живущие на Кипре, говорят, что на этом острове есть то, чего нет в России: защита от необузданной коррупции бюрократии. Они также отмечают, что большинство русских, живущих на острове, вовсе не бандиты.
Они добавляют, что жизнь на солнечном Кипре выглядит гораздо привлекательнее по сравнению с жизнью в холодной клептократической России, где люди не ощущают себя в безопасности и где не существует никаких законных механизмов защиты или возмещения ущерба.
Министр иностранных дел Кипра, тем временем, отрицает тот факт, что страна в результате превратилась в офшорную колонию России. Эрато Козаку-Маркуллис утверждает, что Кипр и в прошлом поддерживал тесные стратегические партнерские отношения с Москвой, начиная с советских времен, которые основывались на общей православной вере и политике неприсоединения к блокам в период холодной войны в 1970-е годы, когда Кипром управлял архиепископ Макариус.
Еще по теме: Кипр называет визит российского президента "историческим"
Президент Кипра Димитрис Христофиас возглавляет коммунистическую партию Akel. Он получил образование в советской Москве и бегло говорит по-русски. По сообщениям американских дипломатов, обнародованным на WikiLeaks, он демонстрирует «страсть к критике НАТО». Во время своего ностальгического визита в Москву в 2008 году он гордо охарактеризовал себя как «красную овцу Европы».
По поводу российской финансовой помощи Кипру Казаку-Маркуллис сказала: «Это был хороший кредит на выгодных условиях. Мы выплатим все до последнего рубля. Мы очень благодарны». Она добавила: «Россия всегда поддерживала нашу независимость, суверенитет и территориальную целостность».
Поддержка Британией вступления Турции в Евросоюз, напротив, делает ее более сомнительным союзником Кипра, несмотря на то, что на острове расположены две британские военные базы – в Акротири и Декелии.
Считается, что на Кипре активно действуют российские шпионские сети, что имеет стратегическое значение из-за близости острова к Ближнему Востоку, региону, где Москва традиционно имела большое влияние.
Судно Chariot это не единственный пример незаконного провоза оружия. Россия ведет торговлю оружием в гигантских масштабах через Кипр со странами Ближнего Востока, в частности с Сирией, Ливаном, Ираном и Ираком, а кроме того с Китаем и Индией, как предполагают некоторые российские источники.
Неудивительно, что некоторые эксперты считают, что зависимость Кипра от Москвы уже превысила границы уместности. В кипрской газете Sunday Mail автор колонки под псевдонимом Патрокл пожаловался на то, что официальные лица не стали проверять содержимое грузовых контейнеров на судне Chariot, «чтобы не обидеть наших русских хозяев».
По словам автора колонки, официальное объяснение - что контейнеры были «слишком узкими», чтобы проводить их проверку – было просто смехотворным. «Неужели мы полагаем, что кто-то поверит этим вопиюще жалким отговоркам, которые сродни тем, которые придумывают школьники, чтобы не делать домашнюю работу?»
Он добавил: «Я думал, что только иностранные государства ставят свои интересы выше международного права, договорных обязательств и принципов».