Токио – Длящийся десятилетиями территориальный спор между Россией и Японией, из-за которого они не могут подписать мирный договор, после состоявшихся здесь переговоров между министрами иностранных дел двух стран к разрешению так и не приблизился. Но до отъезда в воскресенье из Токио российского министра иностранных дел Сергея Лаврова был достигнут определенный прогресс в двустороннем сотрудничестве в сфере экономики и безопасности.
Отношения между Россией и Японией омрачены напряженным территориальным спором по поводу четырех островов, находящихся севернее японского острова Хоккайдо.
Спор о их принадлежности вызван в основном несколько двусмысленным мирным договором, подписанным между странами-союзницами и Японией в 1951 году в Сан-Франциско. В нем говорится, что Япония должна отказаться от своих претензий на эти острова, однако суверенитет СССР над ними также не признается. В этом суть конфликта.
Однако Россия считает, что признание суверенитета состоялось еще задолго до 1951 года, в конце Второй мировой войны, и что территориальный спор мешает двум странам подписать послевоенный договор.
Читайте также: Россия и Япония развивают связи в области бизнеса и безопасности
Речь идет об островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и цепочке скал Хабомаи, которые Япония считает входящими в состав субпрефектуры Нэмуро, префектура Хоккайдо, и называет Северными территориями.
Однако Россия настаивает на том, что эти острова, которые она называет Южно-Курильскими, являются ее территорией, а российский президент Дмитрий Медведев недавно заявил, что они не только являются «стратегическим районом» России, но скоро станут местом размещения самого современного российского оружия. Это вызвало возмущение и гнев у Токио.
Напряженность особенно усилилась в ноябре 2010 года, когда Медведев стал первым российским руководителем, посетившим эти изобилующие ресурсами острова, которые окружены богатыми районами промысла рыбы, месторождениями нефти, природного газа и минералов, за обладание которыми напряженно соперничают две стороны.
Улица с двусторонним движением
Стороны прекрасно понимают, какие экономические выгоды могут дать эти острова и окружающие воды в случае их полного освоения. В этих целях во время состоявшегося в субботу четырехчасового рабочего завтрака японский министр иностранных дел Коитиро Гэмба (Koichiro Gemba) и его российский коллега выдвинули идею о совместной работе двух стран над составлением дорожной карты сотрудничества, которое будет экономически выгодно обеим сторонам.
Япония предлагает сосредоточить усилия в рамках такого сотрудничества на обильных природных ресурсах этих территорий. По словам присутствовавшего на встрече высокопоставленного представителя, российская сторона положительно откликнулась на эту идею.
На самом деле, Лавров сказал, что хочет создания такой атмосферы, в которой Япония могла бы вести экономическую деятельность на и вокруг островов во взаимодействии с Россией, в таких областях как рыболовство, сельское хозяйство и туризм без вреда «юридической позиции» Японии.
«Это в определенной степени прогресс, и то, что мы видим, это незначительное смягчение дипломатического тона между двумя сторонами. Но здесь в основе лежат экономические факторы, которые выгодны для обеих сторон. Поэтому умеренный компромисс двух стран не является большой неожиданностью», - сказал независимый аналитик и эксперт по тихоокеанским делам Лоран Синклер (Laurent Sinclair).
Еще по теме: Япония не намерена отступаться от Южных Курил
«По энергетическому сотрудничеству четких планов разработано не было, но у Токио и Москвы достаточно оснований, возможностей и стратегической дальновидности, чтобы довести до практической реализации в той или иной форме свои совместные экономические усилия», - сказал он.
Далее Синклер отметил, что Токио будет пристально наблюдать за событиями в Москве, поскольку премьер-министр Владимир Путин может вернуться в Кремль после мартовских президентских выборов. Лавров дал понять, что после этого не исключено возобновление переговоров о мирном договоре.
Смягчение тональности
После угроз Москвы разместить на спорных островах свои «передовые системы вооружений» Токио несколько снизил агрессивность своих высказываний и решил вместо этого сосредоточиться на торговых отношениях, на деловых поездках в Россию японских граждан и наоборот, а также на облегчении связанного с этими вопросами правового режима.
Гэмба заявил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе происходят соответствующие изменения. В связи с этим он сказал своему российскому коллеге, что выступает за начало новой эпохи сотрудничества в сфере безопасности между Токио и Москвой. Министр заявил, что российско-японские отношения должны быть многогранными, охватывая такие сферы как безопасность, оборона и экономика.
Лавров, со своей стороны, согласился с тем, что двум странам необходимо уделять внимание расширению отношений между Москвой и Токио в интересах обоих государств в ответ на меняющуюся динамику в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Япония, отдающая на сегодня предпочтение менее враждебному тону, также заявила, что позволит гражданам обращаться за визами на срок до 90 дней без приглашений из России, и что срок действия многократных виз для посещающих Россию японских бизнесменов будет продлен с одного года до трех лет.
Еще по теме: А могут ли Япония и Россия изменить Азию?
Увеличение количества поездок между двумя странами окажет прямое влияние на торговлю, что в качестве положительного момента отметил Лавров. В прошлом году объем товарооборота между двумя странами вырос до 31 миллиарда долларов.
«Гэмба умело повел игру. Японии не нужна враждебность со стороны России в территориальном споре. Однако Гэмба и Япония признают, что спор этот быстро разрешить не удастся», - заявил комментатор Коити Исикава (Koichi Ishikawa), занимающийся японскими делами.
«Тем временем, обе страны согласны с тем, что в их интересах развивать сотрудничество в деле дальнейшего освоения богатого ресурсами дальневосточного региона. Что касается дипломатии, то ослабление визовых требований и так далее это лишь рекламный ход».
«У обеих стран здесь есть явные экономические цели и интересы», - сказал Исикава.
Неизменные основы
Гэмба заявил, что урегулирование территориального спора и подписание мирного договора с Россией приобретает теперь первостепенное значение, и что сегодня налицо потенциал для создания гораздо более тесных связей между двумя странами. Вместе с тем, министр иностранных дел добавил, что Япония не захочет вкладывать свои средства в совместные проекты развития до тех пор, пока не будет разрешен этот вопрос.
Лавров заявил, что Москва ищет области, в которых возможен компромисс с Токио. Он даже отметил, что Россия не желает своими действиями нарушать, как выражается Токио, «юридическую позицию» Японии в вопросе островов. Вместе с тем, министр отметил, что фундаментальные взгляды двух стран на суверенитет над островами по-прежнему расходятся.
Еще по теме: Япония и Россия хотят попробовать клонировать мамонта
«Гэмба и Лавров сказали, что хотят искать решение проблемы в спокойной и мирной обстановке, но ни та, ни другая сторона легко на уступки не пойдет», - отметил Исикава.
Когда газета Sakei Shimbun задала накануне приезда Лаврова вопрос по этому поводу Гэмбе, его позиция оказалась твердой и неизменной.
«Я неоднократно делал заявления о том, что оккупация Россией Северных территорий не имеет под собой оснований по нормам международного права, и эта позиция правительства остается неизменной», - сказал министр.
«Так что в этом отношении взгляды японского правительства расходятся со взглядами российского правительства».
Не исключено, что последние позитивные дипломатические высказывания принесут определенную экономическую выгоду двум странам, но сотрудничество все равно будет незначительным, поскольку Япония отстаивает и будет жестко отстаивать свою «юридическую позицию».
«Япония всегда ведет себя очень внимательно, когда речь идет о терминологии в отношениях с Россией. Так поступала Либерально-Демократическая партия Японии, так поступает сейчас правящая Демократическая партия Японии. Они избегают таких выражений как «незаконная оккупация», но настрой остается все тот же. Позиции Японии в территориальном споре в своей основе остаются неизменными и неуступчивыми, и мне кажется, ничего в будущем не изменится», - сказал Синклер.