Оппозиционный лидер в сепаратистской Южной Осетии Алла Джиоева заявила, что церемония ее инаугурации на должности нового президента региона пройдет 11 февраля.
Две недели назад Джиоева заявила о выходе из поствыборного соглашения и потребовала от исполняющего обязанности сепаратистского лидера «передать власть» ей.
На проведенной 28 января акции у ее офиса Джиоева заявила, что подписание поствыборного соглашения в декабре, в рамках которой она согласилась на прекращение уличных акций протеста и на участие в повторных президентских выборах 25 марта, было ошибкой. Она обвинила официального представителя Кремля Сергея Винокурова, который исполнял роль посредника на переговорах между Джиоевой и сепаратистскими властями, в том, что он обманул оппозицию.
Читайте также: Джиоева заявляет, что повторные выборы "незаконны"
«Посредники, которые прибыли из Кремля, в лице Сергея Юрьевича Винокурова, нас, грубо выражаясь, облапошили, - заявила она. - Я проявила очень серьезную политическую близорукость и сегодня каюсь перед теми радикальными силами, которые утверждали, что надо было стоять до конца».
«Абсолютно откровенно вам говорю, что никогда в жизни я не подозревала, что столь высокий чиновник, вы представляете, это завотделом Администрации президента Российской Федерации, при посредничестве которого было подписано это соглашение, что он просто может воспользоваться нашей усталостью, не только усталостью 11-дневной, но 23-летней борьбой нашей за независимость, и подвести нас в таком состоянии к подписанию соглашения, заведомо для нас проигрышного. Но и проигрышного во всех отношениях, оно и в таком виде не было исполнено», - заявила она.
По условиям подписанного 9 декабря соглашения, Джиоева прекратила проводящиеся в Цхинвали в течение двух недель акции протеста и согласилась на участие в повторных президентских выборах 25 марта. Взамен на это тогдашний сепаратистский лидер Эдуард Кокойты, который возглавлял регион с 2001 года, ушел в отставку. Премьер-министр региона Вадим Бровцев стал исполняющим обязанности президента региона до повторных выборов.
Часть соглашения также предусматривала отставку двух главных союзников Кокойты – главного прокурора и председателя Верховного суда. Однако парламент сепаратистского региона 14 декабря провалил данное предложение.
В декабре Джиоева попросила Россию, как гаранта соглашения, обеспечить его выполнение, но Москва не удовлетворила эти призывы оппозиционного лидера, заявив, что оказание влияния на цхинвальский парламент выходит за пределы полномочий России.
Читайте также: Алла Джиоева не собирается отдавать победу
На проведенной 28 января акции Джиоева также заявила, что она проведет инаугурацию под открытым небом в том случае, если ей не позволят войти в здание.
Целью проведенной 28 января акции было выражение поддержки главному тренеру российской сборной по вольной борьбе Джамбулату Тедееву – он был рьяным оппонентов бывшего сепаратистского лидера Эдуарда Кокойты; Кокойты в настоящее время является председателем правящей партии. После того, как стало известно, что Тедеев снова может попытаться баллотироваться в президенты на досрочных выборах, его дом был подвергнут обыску российскими правоохранителями, самого Тедеева допросили, но каких-либо обвинений не выдвигали.
Тедеев желал участвовать в выборах и в ноябре прошлого года, однако ему было запрещено участие в выборах по той причине, что на протяжении 10 лет он не проживал на территории сепаратистского региона. После этого Тедеев выразил поддержку Джиоевой. В ходе предвыборной кампании до первого тура выборов Джиоева заявила, что решила участвовать в выборах после того, как всем «тяжеловесным» оппозиционным кандидатам запретили участвовать в выборах. На акции 28 января Джиоева повторила ту же позицию на счет своего участия в выборах.
В то же время заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Джалагания заявил 30 января в Тбилиси, что происходящие в Цхинвали события являются борьбой между «кланами», и каждый из них остается лояльным к «оккупантской силе» и эти события ничего для Тбилиси не меняют.
«Но, в целом, любая эскалация, любое обострение ситуации на нашей территорий, естественно требует от нас раздумий и являются неприятным фактом, и оставляем надежду, что это (обострение) в первую очередь, не произойдет», - заявил Джалагания.