Режим сирийского президента Башара Аль-Асада, развязавший репрессии против собственного народа, пользуется поддержкой небольшой части мирового сообщества. Это действительно малая часть по сравнению с большинством стран, включая арабские, которые требуют от него начать демократические преобразования и прекратить насильственные действия, унесшие за последние месяцы уже более 5.000 человеческих жизней. Эта малая часть представлена двумя великими мировыми державами.
Китай и Россия, являющиеся союзниками Сирии, накладывают вето на любой проект резолюции Совета Безопасности ООН, направленный на прекращение насилия, развязанного режимом Асада против оппозиции и повстанцев, требующих проведения демократических реформ, которых сам президент и его приспешники называют «террористами». Из двух вышеупомянутых стран ближайшим и самым несгибаемым союзником Сирии выступает Россия.
Читайте также: Медведев атакован сирийскими спамерами - противниками президента Асада
Но союзником Асада также является и исламский режим Ирана, за президентом которого Махмудом Ахмадинежадом тщательно следит мировое сообщество, подозревая его в том, что он обогащает уран с целью создания собственного ядерного оружия.
Иностранная военная интервенция в Сирию или вспышка гражданской войны, которая повлечет за собой гибель тысяч людей, может привести ко вмешательству Ирана в сирийские события с целью недопущения распространения военных действий по всему Ближнему Востоку.
Однако давайте подробнее остановимся на помощи, оказываемой Россией режиму Башара Аль Асада. Дипломатическая поддержка предоставляется в торгово-экономических целях, но при этом также основывается на убеждении, что дипломатия позволяет смотреть в отвести взгляд, чтобы не видеть гибели людей в результате действий правительства, если тем самым удается избежать «большего зла».
Что же это за большее зло, которого так опасается Россия и которое заставляет ее оказывать безоговорочную поддержку Сирии?
Читайте также: Россия говорит о заговоре НАТО против Асада
В первую очередь, Москва опасается, что иностранная военная интервенция или санкции, предусматривающие отстранение Асада от власти с помощью силы, дестабилизируют обстановку в стране, вызовут распространение повстанческих действий на сопредельных странах к северу от Сирии и возникновение беспорядков в кавказских республиках России. Исходя из подобной перспективы, Асад действует в качестве жесткого «буфера», не допускающего акций социального протеста, которые выступают с требованиями независимости и демократии. С этой целью он подавляет народные выступления в Сирии, установив в этой стране диктаторский режим.
Во-вторых, торгово-экономические связи с Сирией имеют для России жизненно важное значение. Можно привести в этой связи следующий пример: в конце прошлого года по распоряжению Министерства обороны РФ авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов» вышел из своей главной базы недалеко от Кипра и направился к средиземноморским берегам Сирии. Располагая в Сирии военно-морской базой, Москва рассматривает Сирию в качестве своего военно-стратегического союзника в районе Средиземного моря. Сирийские официальные власти оказали торжественную встречу командованию российского авианесущего крейсера.
Россия также поставляет Сирии разнообразное вооружение. В соответствии с недавним контрактом, подписанным в конце 2011 года, стоимость которого превышает 600 миллионов долларов, Сирия получит учебно-тренировочные самолеты и вооружение ближнего и среднего радиуса действия.
Сирия имеет для России немаловажное значение. Она имеет в Средиземном море военно-морскую базу Тартус, на которую за последние полтора года были доставлены 36 учебно-тренировочных самолетов Як-130, предназначающиеся для режима Асада.
Еще по теме: Путин отстаивает российское влияние на Ближнем Востоке
В последние дни Москва подвергла критике решение Лиги арабских государств о прекращении работы миссии их наблюдателей в Сирии ввиду роста числа погибших и насилия в отношении гражданского населения.
Москва также намерена воспользоваться своим правом вето в Совете Безопасности ООН и заблокировать принятие любого проекта резолюции, предусматривающего отстранение от власти действующего сирийского президента Башара Аль Асада.
«Нас, конечно, удивило, что после одобренного сирийским руководством решения о продлении пребывания миссии наблюдателей еще на один месяц некоторые арабские страны, прежде всего государства Персидского залива, отказались от дальнейшего участия своих наблюдателей и отозвали их из состава группы», - заявил глава российской дипломатии Сергей Лавров. В своем недавнем интервью японскому телеканалу NHK министр иностранных дел РФ подчеркнул, что западные державы «преследуют свои собственные геополитические интересы, когда оказывают давление на Асада, и используют для этого ухудшающееся положение в Сирии».