Рассказ о жизни убитой в 2006 году российской журналистки Анны Политковской и ее борьбе против войны в Чечне - таков замысел комикса «Российские тетради» (Les cahiers russes) художника Игорта (Igort), в котором тот рисует портрет современной России.
После выхода «Украинских тетрадей» (Les сahiers ukrainiens) в 2010 году этот ценитель русской культуры продолжил изучение стран бывшего СССР, где он прожил несколько лет и нарисовал все свои последние комиксы.
Отправившись в Россию, «чтобы сделать книгу о Чехове», живущий в Париже итальянский иллюстратор быстро оказался во власти российской действительностью.
«Доминирующим впечатлением стала эта темная и блеклая атмосфера, и в итоге мне захотелось рассказать именно о ней», - говорит этот старомодный, но элегантный человек.
Его внимание привлекла Анна Политковская, одна из немногих журналистов, которая осмеливалась открыто критиковать Кремль, но впоследствии была убита. Он решил пойти по ее следам, провести расследование, встретиться с ее друзьями, коллегами, переводчицей.
«Я хотел все узнать, понять, кем была Анна как женщина и как мать. Она превратилась в символ, и западные СМИ нарисовали портрет политической героини. Я же хотел рассказать о человеческой стороне».
Игорт рассказывает о том, как журналистка взяла на себя роль посредника в переговорах с чеченскими боевиками во время захвата в заложники 850 зрителей в московском театре на Дубровке в 2002 году, который завершился штурмом с использованием газа для нейтрализации террористов (число погибших достигло 130 человек).
Говорит он и о ее дружбе с отставным агентом российских спецслужб и противником бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина Александром Литвиненко, который нашел убежище на территории Великобритании, но погиб в 2006 году от отравления радиоактивным полонием 210.
«Я хотел понять, почему Анна не прекращала борьбу, несмотря на то, что ее уже пытались убить. Но когда вы читаете свидетельства очевидцев, то понимаете эту одержимость».
Для подготовки материала Игорт тоже решил погрузиться в ужасающий чеченский конфликт: он слушал очевидцев, читал свидетельские показания, отчеты Amnesty International, статьи Анны Политковской…
Затем он воспроизвел эти рассказы, заполнив страницы историями мужчин и женщин с разбитыми жизнями: прошедшие через пытки чеченские беглецы, матери пропавших сыновей, российские солдаты, которые на всю жизнь получили травму от этой войны и творившихся на ней бесчинств (первый конфликт продолжался с 1994 по 1996 год, второй начался в 1999 году и официально завершился в 2009 году).
«Я много думал над стилем этого альбома: как перенести свидетельства очевидцев и до какой степени показать совершенные зверства? Я спрашивал себя об этом каждый день», - утверждает Игорт, подчеркивая, что даже самые на первый взгляд тяжелые рисунки, не в полной мере передают услышанное и прочитанное им.
Главная линия его работы была предельно проста: «дать слово тем, кого этого лишили», - повторяет Игорт, который считает, что Европа несет на себе огромную ответственность и не должна закрывать глаза на происходящее.
«В России убивают правозащитников. Там им грозит настоящая опасность. Всем прекрасно известно, что 100 или 150 активистов, которые участвуют в правозащитных демонстрациях, приговорили к смерти».
Игорт восхищается их отвагой и признает, что поиск материала и составление этого альбома стали для него периодом «полным сомнений».
«Я обожаю Россию, это моя культура», - говорит Игорт. Но он считает своим долгом рассказать правду ради всех жертв войны в Чечне, ради Анны Политковской и ее друзей и ради всех российских правозащитников.