Группа Pussy Riot, созданная в Москве в прошлом сентябре, не была плодом давно лелеемых музыкальных амбиций, творческого мастерства или того странного совпадения музыки, песен, личностей и стремлений, благодаря которому иногда возникают рок-группы. Ее создание было просто реакцией - яростным оскорбительным жестом в сторону решившего вернуться в президенты Владимира Путина, актом протеста, основанным на музыке и женственности.
Pussy Riot - женская панк-группа. Кроме того, она представляет все более активное в России поколение «молодых и рассерженных», которое недовольно политической коррупцией, государственной монополией в СМИ и культурой нелегального протеста (разумеется, это только три из целого ряда раздражающих факторов) и ищет новые пути выражать инакомыслие: члены группы «Синие ведерки» прыгали на машины госслужб, надев на головы синие ведра, арт-коллектив «Война» нарисовал 65-метровый фаллос на разводном мосту напротив здания Федеральной службы безопасности в Санкт-Петербурге, а в сибирском городе Барнауле активисты обошли закон о протестных мероприятиях, собрав толпу из миниатюрных детских игрушек с плакатами.
За месяцы, которые прошли с момента создания группы, восемь участниц Pussy Riot довели до совершенства свою собственную форму протеста: их песни – это многозначительные яростные декларации, в основном направленные против Путина. Группа сохраняет интригующую анонимность – ее участницы скрывают лица под яркими вязаными масками и устраивают быстрые выступления в неожиданных местах: например, в общественном транспорте или даже – однажды – на крыше тюрьмы. В середине января они провели свою самую смелую на настоящий момент акцию: спели на Красной площади напротив Кремля - на возвышении перед собором Василия Блаженного. «Бунт в России - харизма протеста, - пели они. - Бунт в России - путин зас…л!» Это также было их самое короткое выступление – через несколько минут власти задержали группу, но заявление было сделано.
Тот факт, что Pussy Riot – целиком женская и открыто феминистическая группа, добавляет их протесту дополнительную интересную грань. «Революцию должны делать женщины, - заявила на этой неделе Guardian одна из участниц группы. - Сейчас они не так активно бьют нас и арестовывают. В России существует давняя традиция гендера и революции – у нас были замечательные революционерки».
Разумеется, эти акции продолжают великую и разнообразную традицию женских протестов – от деятельности суфражисток до «парадов шлюх», разгневанных толп, протестовавших против конкурса «Мисс Америка» в 1968 году и захвата редакции Ladies' Home Journal в 1970 году, не говоря уже о движении «Верните нам ночь» и о «Марше миллиона мам». Однако саму группу явно вдохновляет в первую очередь движение Riot grrrl из 1990-х годов – и действительно, ее участницы считают своим образцом группу Bikini Kill.
Движение Riot grrrl возникло в Америке, на Тихоокеанском Северо-Западе, в начале 1990-х годов. Оно было андеграудным, яростно феминистическим и основанным на панк-роке. В него входил ряд новаторских и революционных в основном женских групп, в том числе Bratmobile, Bikini Kill, Sleater-Kinney, Heavens to Betsy и Huggy Bear.
Всерьез движение разгорелось в 1991 году под влиянием начатой Христианской коалицией кампании за запрет абортов «Право на жизнь» («Right to Life») и дела Аниты Хилл (Anita Hill), обвинившей судью Верховного суда Кларенса Томаса (Clarence Thomas) в сексуальных домогательствах и попавшей под град насмешек в прессе. Возмущенные, разгневанные, нуждающиеся в возможности высказаться молодые женщины выплескивали свою ярость в самодельных изданиях и на общественных мероприятиях. Группа L7 в ответ на «Право на жизнь» начала кампанию «Рок за выбор» («Rock for Choice»). Участницы движения выступали против изнасилований, домашнего насилия и патриархата за права женщин и силу сестринства.
«Необходимо развивать культуру протеста», - заявила в прошлом месяце одна из участниц Pussy Riot. Группа действительно не только представляет одну из форм российского протеста, но и воплощает в себе культурный сдвиг, напоминающий о неформальной субкультуре, которая процветала в начале 1990–х годов в штате Вашингтон, в Сиэтле и Олимпии - с ее фэнзинами, гаражным панком, необузданностью и отсутствием почтения к традициям.
Именно этот культурный сдвиг начала 1990-х подготовил почву для движения Riot grrrl и позволил прозвучать и быть услышанным голосу женской альтернативы. Женщины, которые долго молчали и которым был закрыт путь в политику, СМИ и музыкальную индустрию, получили возможность говорить и аудиторию, готовую выслушать то, что они скажут.
Сейчас, когда в России новое поколение ищет свой собственный голос перед лицом репрессий, нетрудно понять, почему источником вдохновения для него служит именно это движение двадцатилетней давности, позволяющее высказываться, агитировать и действовать необычными, нетрадиционными и зачастую забавными методами - от фэнзинов и фестивалей за право выбора до игрушек с плакатами, фаллосов и панк-рока.