Москва – Во вторник российский министр иностранных дел и глава российской службы внешней разведки планируют посетить Дамаск, чтобы провести переговоры с президентом Башаром Асадом (Bashar al-Assad) и разработать возможное дипломатическое решение разрастающегося конфликта.
Перед своим отъездом в Дамаск министр иностранных дел Сергей Лавров в понедельник обменялся колкостями с госсекретарем США Хиллари Клинтон по поводу попытки принятия в Совбезе ООН жесткой резолюции по Сирии. В субботу Россия и Китай наложили вето на эту резолюцию.
«Некоторые раздающиеся на Западе голоса с оценкой итогов голосования в Совете Безопасности ООН по сирийской резолюции звучат, я бы сказал, неприлично, где-то на грани истерики. В отказе подождать нашего возвращения из Дамаска просматривается явное неуважение», - заявил Лавров.
Читайте также: Российско-китайское вето - "предательство сирийского народа"
Комментарии Лаврова прозвучали в тот же день, когда США из соображений безопасности закрыли свое посольство в Дамаске.
Россия продолжает утверждать, что не поддерживает Асада, а пытается помешать иностранному вмешательству, которое может стать кровавым и посеет хаос в одной из немногих ближневосточных стран, у которых с Россией хорошие отношения. Москву беспокоит возможное повторение ливийского сценария, когда, по мнению России, западные страны воспользовались резолюцией ООН, чтобы провести более широкую акцию, чем изначально планировалось.
В то же время, согласно заявлению МИД РФ, президент Дмитрий Медведев распорядился отправить делегацию в Дамаск, потому что Россия «твердо намерена добиваться скорейшей стабилизации обстановки в Сирии на путях скорейшего проведения назревших демократических преобразований».
Сирия является важным клиентом России в области поставок вооружения, а также на ее территории располагается российская военно-морская база, но аналитики сходятся во мнении, что растущее протестное движение в Москве является главным мотивом российской политики. Премьер-министр Владимир Путин, выставивший свою кандидатуру на президентские выборы, видит западное вмешательство во всех общенародные протестах, включая те, что происходят в его стране.
Некоторые эксперты утверждают, что ситуация с Сирией создает еще одну проблему: давняя антипатия России к Саудовской Аравии вновь выходит на первый план, так как Москва уверена, что представители этой страны хотят усилить позиции своих соратников-суннитов в Сирии.
Еще по теме: Россия и Китай противостоят Западу в сирийском вопросе: последствия для Ирана
«Российский истеблишмент и общественное мнение не ведутся на образ мирного продемократического движения, подавляемого диктатурой», - написал известный эксперт по внешней политике Федор Лукьянов для сайта Russia Today. «Хорошо подготовленные и хорошо вооруженные группы боевиков имеют поддержку извне, преимущественно из Саудовской Аравии и Катара».
По его словам, Россия понимает, что Асад, относящийся к миноритарной группе алавитов, не может править бесконечно, но пытается организовать свой уход таким образом, чтобы сохранить статус-кво в стране и не отдавать победу Саудовской Аравии.
Россия обвиняет миссионеров из Саудовской Аравии в распространении после распада Советского Союза строгой и, по мнению россиян, экстремистской формы ислама среди российских мусульман. Радикальный ислам сильно беспокоит российское руководство, особенно на территории Северного Кавказа и вдоль реки Волга, двух регионов, традиционно населенных мусульманами, в прошлом исповедовавшими умеренную форму религии. В Чечне Россия дважды воевала с мусульманскими сепаратистами.
Россияне уверены, что саудовцы одурачили американцев, чтобы те поддержали спонсируемые исламистами протесты, заявил в недавнем интервью эксперт университета Джорджа Мейсона по России и Ближнему Востоку Марк Кац (Mark Katz).
Российская злоба на США, скорее, кроется в убеждении, что как только американцы покинут Афганистан, Россия окажется под большим риском беспорядков, чем США, в свете территориальной близости к Афганистану.
Еще по теме: Британия в Суэце в 1956 = Россия в Сирии в 2012?
Это не первая отчаянная попытка Москвы препятствовать западному вмешательству. В 1990 году Евгений Примаков встречался с лидером Ирака Саддамом Хуссейном (Saddam Hussein) в попытке приостановить операцию «Буря в пустыне». В 1999 году Примаков поехал в Белград на встречу со Слободаном Милошевичем (Slobodan Milosevic) с той же целью, по мере того, как велась подготовка операции НАТО по косовской воздушной войне. Ни одна из попыток не привела к успеху. Как пишет в журнале «Внешняя политика» Дмитрий Тренин из московского Карнеги-центра, Россия могла бы достичь результатов, если бы заинтересовалась сирийской проблемой пораньше.
Исследователь в Институте мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский заявил «Независимой газете», что вето России против резолюции ООН вряд ли переубедит Саудовскую Аравию. «Саудовская Аравия, Катар и Турция не останутся в стороне: они пошлют военных инструкторов, советников и оружие в Сирию без резолюции Совбеза ООН», - заявил он. «Братья-мусульмане» могут прийти к власти в Сирии вместо Асада.
«Все это может привести к кровавой резне алавитов и конфликту между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке», - заявил он.
Известный независимый московский военный аналитик Александр Гольц видит ситуацию так: «Асад уйдет. Россия потеряет авторитет в Сирии. А Путин будет говорить о кровавом западном заговоре».