Хотя награждение СПЦ посла России Александра Конузина орденом Святого Саввы первой степени - акт скорее символический, чем «дипломатический», он показывает, что церковь хочет подтвердить свои хорошие отношения с Россией и отдать должное поддержке сербской церкви и Сербии в вопросе Косова и Метохии. Это был второй случай, когда представитель России получил высшую награду Сербской православной церкви: в 2008 году Орден Святого Саввы первой степени был вручен послу России Александру Алексееву, в том числе за «твердую позицию в требованиях справедливого решения вопроса статуса Косова и Метохии».
Представители Русской православной церкви также неоднократно подтверждали заинтересованность в приоритетном для сербской дипломатии вопросе Косова и Метохии. Еще одному важному для Сербии вопросу все больше внимания уделяют поместные православные церкви - Европейскому Союзу. Кроме Русской православной церкви свое представительство в Брюсселе есть и у Вселенского Патриархата, Греческой и Кипрской церкви. У Сербской церкви его нет, но отношение к ЕС неоднократно было озвучено явно: СПЦ поддерживает стремление государства вступить в ЕС, но ценой этому не должен быть отказ от Косова.
Неофициально сообщалось, что СПЦ, а точнее, часть епископов, рассматривает вопрос о создании специального отдела внешних церковных связей, подобного тому, который существует в Русской Православной Церкви. В Патриархате заявляют, что в этом «нет необходимости».
Церковью руководят Священный Синод и Священное Вече, а в Синоде, как и в Вече, где председательствует патриарх, каждый член имеет свою должность, таким образом один архиерей отвечает и за внешние церковные связи. Поскольку состав Синода меняется, эти задачи не возлагаются всегда на одного и того же владыку, объясняют в Патриархате.
У СПЦ нет своего официального «министра иностранных дел», хотя с этой функцией чаще всего связывали имя владыки Иринея. Отдел внешних церковных связей, в целом, ориентирован прежде всего на отношения с другими православными церквями, а также с христианскими и не христианскими.
Сербская церковь находится между двумя крупными центрами, Москвой и Константинополем, а напряженность в отношениях между двумя важными православными центрами снова возрастает, считает эксперт в области религии Живица Туцич.
«В такие моменты лучше соблюдать нейтралитет, что и пытается делать СПЦ. Она всегда пыталась сохранять баланс между Москвой и Константинополем. В ряде важных событий, которые в прошлом году организовала Русская Церковь, Сербская Православная Церковь не принимала участия, но это не означает, что она примкнула к блоку греческих церквей и Константинопольскому патриархату. У Белграда нет таких глобальных интересов как у Константинополя и Москвы, но и малым и большим церквям следовало бы иметь специальные отделы, которые бы занимались внешними связями», - считает Туцич.
Некоторые сербские архиереи были темой американских дипломатических депеш, которые обнародовал WikiLeaks. Согласно утверждениям американских послов, епископ Григорий – «мощный игрок СПЦ в миру и политической среде Республики Сербской», а владыка австралийский и новозеландский Ириней описывается как «современный, умеренный голос внутри церкви». Интересный вывод сделал посол Майкл Полт в 2006 году: «Мы предупреждаем, что не следует делать среди владык исключительно лево-правые различия. Ведь речь идет о запутанной византийской организации с огромным количеством переплетенных интересов».
Представительство в Москве
Условно говоря, СПЦ имеет одно «дипломатическое представительство». Это подворье при Московском патриархате. Викарный епископ моравицкий Антоний, настоятель подворья СПЦ в Москве - представитель Сербского Патриарха при Московской Патриаршии. В свое время в Вашингтоне существовало Управление внешних связей, руководителем которого был иеромонах Ириней, который сейчас является владыкой австралийско-новозеландским.