Кромнержиж – Еще недавно здесь под синей вывеской гремели двери, ведущие в маленький магазин для сантехников. Теперь вместо него напротив морового столба светится желтая вывеска Fortuna филиала компании-гиганта, специализирующейся на ставках.
«Ведь это неравный бой, это ликвидация мелких предпринимателей», - жаловался Aktuálně.cz в феврале кризисного 2009 года предприниматель Зденек Громес (Zdeněk Gromes). Как говорят сегодня его уже бывшие соседи, он предпочел закрыть магазин и уйти на пенсию.
Сантехнический магазин Громеса - далеко не единственный с такой судьбой. Закрытых магазинчиков вокруг небольшой площади в Кромнержиже существенно прибыло.
«Ну ничего, я иногда заглядываю»
«Я знаю как минимум о четырех, кто в прошлом годы все свернул. Последней была вон та пани», - показывает на улицу Яна, продавщица в бутике «Оригинальная мода». Сразу рядом с ней зияет пустой витрина с вывеской «Коммерческое помещение для найма».
Итак, площадь Ригера в Кромнержиже подтверждает интересное явление: чешская экономика спустя три года после кризиса разделилась на две части, на две скорости. У производства, выпускающего продукцию на экспорт, все идет хорошо, а розничная торговля и предприятия сферы услуг, зависящие от спроса в стране, выступают гораздо скромнее.
В бутик пани Яны входит пожилая клиентка и пять минут изучает товар. «У вас здесь красивые вещи. Да, я заглядываю сюда», - замечает она и уходит.
«Видите? И так все время, - комментирует Яна низкий спрос. Люди откладывают покупку не крайне необходимых вещей. «У всех в семье кто-то без работы, у нас тоже», - добавляет она. С числом безработных более 10% населения в прошлом году положение Кромнержижа и окружающего района было самым плохим в Злинском крае.
Худший январь за 20 лет
«С каждым годом все хуже и хуже, один за другим здесь постепенно закрывают свое дело», - утверждает Яна, которая в Кромнержиже продает уже 16 лет. По ее словам, «в этом году все определится»
Напротив бутика пани Яны находится книжный магазин Иржи Дочкалека (Jiří Dočkálek). Три года назад у него работали шесть человек. Теперь у него пять сотрудников, и двоих он должен уволить. Доходы в январе, по сравнению с докризисным 2008 годом, у него упали на 60%.
«И это не только снижение прибыли. Плюс к этому постоянно растут расходы», - книготорговец вспоминает о резко поднимающихся ценах на энергию, транспорт, повышенных налогах и инфляции.
«Сегодня мы закрываем январь. Это худший результат за последние 20 лет», - говорит в офисе семейного автосервиса гонщик Михал Сум (Michal Sum). Его жена над калькулятором за кипой бумаг только кивает головой.
Когда три года назад на Чехию обрушился кризис, Сум заявил, что «никакой помощи от NERV (Национального экономического совет аправительства) он не ждет». И хотя продажи все еще остаются на том же уровне, что в 2008 году,это происходит только ценой того, что, несмотря на растущие затраты, он уже шесть лет не поднимал цены и везде радикально закрутил гайки.
Единственный заказ до июня
«Мы простились с инвестициями, платим только зарплаты и отчисления. Мы уже исчерпали все возможности, и обеды готовим сами. Мы не получаем прибыль, и у людей не растут зарплаты», - утверждает Сум.
«Мы держимся наплаву. Но это очень тяжело, и долго так мы не протянем», - добавляет он. Его преимущество заключается в том, что, в отличие от большинства предпринимателей в округе, он находится в собственном помещении и не снимает помещение на площади.
Увеличивающийся в последнее время разрыв между двумя чешскими экономиками подтвердили и цифры Чешского статистического института. Спрос за границей, по сравнению с прошлым годом, вырос на 12%, а внутренний спрос, наоборот, упал на 5%. Соответственно этим числам промышленность за прошлый год выросла на 6,9%, а доходы от услуг упали на 1,5%, строительство упало на 3%.
«У меня здесь был знакомый с прокатом строительных лесов, у него до июня единственный заказ», - подтверждает бедственное положение в строительной сфере Сум и его последствия для предпринимателей.
«Что государство у меня заберет, будет платить само»
Не исключено, что большую группу людей трудности еще ждут в будущем. Индивидуальные предприниматели хоть и получили поблажку в отчислениях для государства, но ценой гораздо более низких пенсий.
«Социальные и медицинские отчисления за уволенных сотрудников я уже платить не буду», - рассуждает Дочкалек. По его словам, причина увольнений кроется в том числе и в едином НДС, который в следующем году должен увеличиться на 17,5%.
«Нельзя постоянно только брать и брать, рассчитывая, что г-да предприниматели как-нибудь разберутся. Так никогда ничего не работает. Это сообщающиеся сосуды: что государство у меня заберет, будет платить само, потому что я иначе не выживу», - утверждает Дочкалек.