Пока нет никаких признаков продолжения переговоров между Белградом и Приштиной, а давление на Белград усиливается почти ежедневными заявлениями неназванных европейских чиновников из Брюсселя. Они передают через средства массовой информации, что на заседании Совета министров ЕС 27 февраля Сербия не получит статус кандидата, если Белград в течении следующей же недели не достигнет никакого соглашения с Приштиной о региональном представлении Косова.
«Политика» узнала, что в дипломатических кругах Германии по-прежнему преобладает твердая позиция относительно соблюдения условий получения статуса кандидата. и нет большого оптимизма, что Сербия выполнит все требования, особенно в связи с противоречивыми мнениями о применении резолюции 1244 в региональном представлении Приштины.
Как нам удалось выяснить, немецкие дипломаты по-прежнему настаивают на том, чтобы Сербия отказалась от требований, чтобы в сноске упоминалась Резолюция 1244, и предлагают ссылаться на решение Международного суда в Гааге по поводу провозглашения независимости Косова.
По неофициальной информации, препятствием для кандидатуры в Берлине считают и баррикады на административной границе с Косово со стороны центральной Сербии.
В придачу ко всему этому приштинская газета «Зери» опубликовала вчера «напоминание» немецкого посольства в Приштине, что Берлин не отступил от своей позиции, и для того, чтобы Сербия получила статус кандидата, «незаконные структуры на севере Косова должны быть расформированы».
«Наша позиция не изменилась. Конечно, окончательное решение зависит не только от нас, но и от всех стран-членов ЕС. Мы настаиваем на том, что незаконные структур на севере должны быть расформированы, так что не стоит забывать, что акцент на нелегитимных инстанциях»,- сообщило посольство Германии.
В отличие от немцев французские дипломаты не углубляются в подробности отношений между Белградом и Приштиной, и считают, что, несмотря ни на что, на этот раз кандидатура от Сербии не ускользнет.
Глава делегации Белграда в переговорах Борислав Стефанович отказался комментировать различные варианты представления Приштины, которые появляются в средствах массовой информации, а встречу с посредником ЕС Робертом Купером в Вене в разговоре с «Политикой» назвал «плановой консультацией в процессе поиска решения».
Стефанович подтвердил, что есть несколько вариантов, и в каждом из них присутствует Резолюция 1244, и опроверг информацию приштинской газеты «Коха Диторе» о том, что якобы Белград на днях «предупредили, чтобы не тянул с решением до последнего момента».
«Мы совсем не дожидаемся последнего момента, наоборот, все время постоянными инициативами и новыми предложениями работаем над решением проблемы. Мы готовы в любой момент отправиться в Брюссель. Но прежде, конечно, у нас должна быть четкая картина решения», - сказал он.
Неназванный дипломат ЕС, которого цитирует приштинская газета, говорит, что в Брюсселе не очень оптимистичны в отношении уступок переговорной группы Белграда. «Белград неоднократно заявлял, что не собирается отказываться от резолюции 1244, и после этих заявлений мы не можем ожидать, что Белград сдастся. Поэтому мы должны попытаться найти другое решение, которое бы удовлетворило и Белград и Приштину»,- сказал дипломат.
Средства массовой информации предпологают, что сейчас рассматривается предложение с употреблением двусложной сноски: рядом с Косово указаны «резолюция 1244» и «По мнению Международного суда».
Дипломатические источники «Политики» в ЕС «признают», что потенциал для ультиматумов Сербии гораздо больше, чем у Косово, «так как Приштину, по сути, и нечем «шантажировать».
Давление ЕС на Приштину в настоящее время проявляется разве что в том, что немецкий и французский посол в Косово через албанские СМИ убеждают общественность, что ничего страшного, если на табличках приштинских чиновников будет написано просто «Косово» а не «Республика Косово», как требует «Самоопределение», полагая, что любой другой вариант был бы предательством.
Называя такие требования «политическим детским садом», посол Германии в Приштине Эрнест Райхл и его французский коллега Жан-Франсуа Фиту напомнили, что их делегации сидят с табличками «Германия» и «Франция» и им это совсем не мешает.