Фантастическая геополитика. Маттео Верда, научный сотрудник университета Павии и Института международной политики Милана, а также автор книги «Газовая политика» так определяет слухи, циркулирующие в эти дни, согласно которым, снижение поставок газа из России, которое вызвало тревогу в Италии, можно связать с чем-то вроде шантажа Европы со стороны Газпрома, чтобы вынудить ее к строительству новых газопроводов.
- Доктор Верда, почему вы считаете маловероятной эту теорию?
- Во-первых, в эти дни в России зарегистрированы температуры до минус пятидесяти, следовательно, трудно отрицать, что внутреннее потребление газа увеличилось. Кроме того, очень скоро должны состояться президентские выборы, и Путин ни при каких условиях не хочет быть обвиненным в том, что он удовлетворяет внешний рынок в ущерб своим согражданам.
- Следовательно, по вашему мнению, Россия остается надежным поставщиком?
- Напоминаю всем, что мы импортируем газ из этой зоны примерно в течение сорока лет, со времен, когда еще существовал Советский Союз. Уже и тогда были такие, которые утверждали, что коммунисты оставят нас без газа, но ничего подобного не произошло. Помимо всего прочего, сегодня существуют отношения взаимозависимости между нами и Россией, так как доходы Газпрома представляют пятую по значению часть государственного бюджета, и если импортеры газа перестанут платить, то и россияне не смогут выплачивать зарплату своим работникам.
- Но кто заинтересован в том, чтобы подобные слухи распространялись?
- В Брюсселе, на уровне Европейского Союза есть лобби, которые всеми способами стремятся нанести России поражение на энергетическом фронте. Есть такие, кто делает это, потому что хочет, чтобы потребление газа снизилось за счет использования иных источников энергии, другие хотят, чтобы были использованы иные страны в качестве поставщиков.
- Каким образом?
- Например, никто не заметил, что газопровод, который идет из Ливии, не действовал в течение 9 месяцев. Или, например, некоторое время тому назад сошла сель в Швейцарии, заблокировавшая поставки из Северной Европы. Об этом почти ничего не сообщали. В эти дни несмотря на сокращение поставок из России мы в общем и целом справляемся с этой чрезвычайной ситуацией. Это говорит о том, что система со многими источниками снабжения, которыми мы располагаем, надежна.
- Между тем, некоторые продолжают утверждать, что на стратегическом уровне не только Италия, но и весь Евросоюз нуждается в новых газопроводах. Что вы об этом думаете?
- Еще несколько лет тому назад считалось, что Европе потребуется намного больше газа. История распорядилась иначе, и из-за кризиса потребление осталось на прежнем уровне. Сегодня Евросоюз потребляет примерно 500 миллиардов кубометров газа в год. Предполагалось, что потребуется на 150 миллиардов кубометров газа больше, но увеличение остановилось на цифре в 50-60 миллиардов. В этих условиях вполне возможно, что больше не имеет смысла строить «Южный Поток», который один в состоянии перебросить 60 миллиардов кубометров газа. Учтем, что недавно заработал газопровод «Северный Поток», который гарантирует, хотя он еще и не набрал полную мощность, еще 25 миллиардов кубометров газа.
- Следовательно, для Италии дела идут хорошо и при существующих условиях?
- Некоторое время тому назад Леонардо Беллоди из Eni на слушании в Сенате сказал, что по оценкам, Италия не достигнет пика потребления, как в 2005 году, вплоть до 2020 года. Есть проект, который мог бы иметь позитивный эффект для Италии, но не в плане энергетической безопасности, а в плане снижения цен на газ.
- О чем идет речь?
- Это проект, который должен доставить в нашу страну газ из Азербайджана. Посредством небольшого газопровода, проходящего через территорию Турции, в Италию может поступить до 10 миллиардов кубометров газа в год. Первый участок инфраструктуры уже был одобрен, остается договориться об участке от Турции до Италии. Новость заключается в том, что изучаются проекты двух газопроводов, ни в одном из которых не принимает участия Eni, которая в настоящий момент является практически монополистом в области импорта газа. Если проект будет принят, то впервые в нашу страну по трубам поступит значительное количество газа, которое составит конкуренцию газу, которым снабжает компания Eni, с очевидной выгодой в смысле снижения цен для потребителей.