На выборах в марте Владимиру Путину впервые за всю его карьеру грозит перспектива второго тура, если за него в первом туре проголосуют меньше 50%. Впрочем, на этот случай у Кремля есть надежный запасной план.
Речь идет о Геннадии Зюганове, старом боевом коне российской политики, возглавляющем Коммунистическую партию с 1993 года. Его скрипучий голос и кондовый сталинизм давно и хорошо знакомы российским избирателям.
67- летний г-н Зюганов занимал второе место на каждых президентских выборах с самого падения коммунизма, за вычетом выборов 2004 года, в которых он отказался участвовать. 4 марта он, скорее всего, снова его займет. Во втором туре, по данным опросов, за г-на Зюганова готовы проголосовать 18% респондентов, а за г-на Путина 55 %. В результате г-н Зюганов проиграет с приличным отставанием, - что, по мнению многих, и планируется.
«Для Кремля он идеальный противник, так как он давно доказал, что неспособен побеждать, - утверждает сотрудничавший с Кремлем консультант Глеб Павловский. – Он хорошо проводит партийные съезды, но слаб на выборах».
Г-н Зюганов контролирует, вероятно, самый крупный российский политический бренд – партию с самым узнаваемым названием, с огромным количеством низовых организаций и с более чем 150 000 членов. Несмотря на все это, за последние два десятилетия он не добился ничего или почти ничего.
Если в Польше и в других странах Восточной Европы коммунистические партии сумели перестроиться, приняли социал-демократическую идеологию, привлекли к себе молодых активистов, то г-н Зюганов чувствует себя комфортнее, рассуждая о коллективизации сельского хозяйства в 1920-х годах в окружении пенсионеров, из которых состоит основная избирательная база его партии. Критики утверждают, что он застрял в прошлом – где-то районе 1953 года – и не способен привести российскую коммунистическую партию в 21 век.
Читайте также: Зюганов и движение Удальцова заключили предвыборный союз
Г-н Зюганов резко критикует г-на Путина, но он верен своим советским корням, и его рецепты российского будущего отличаются характерным советским духом. В частности, он публично выступал за ренационализацию всех основных отраслей промышленности и считает, что СССР был «самым гуманным государством в истории человечества».
В декабре г-н Зюганов осудил участников московских антипутинских демонстраций. Он назвал протесты «оранжевой чумой», намекая на украинскую демократическую революцию 2004 года, вызвавшую панику у авторитарных лидеров по всему бывшему советскому блоку. Г-н Путин, со своей стороны, также перехватил у коммунистов часть повестки дня, создав в прошлом году «Евразийский союз» бывших советских республик, постоянно апеллируя к патриотизму и к советской ностальгии и резко критикуя Запад.
«Партия не смогла привлечь к себе молодежь. Это самая большая проблема», - заявил бывший спикер российского парламента Геннадий Селезнев, претендовавший некогда на лидерство в Коммунистической партии.
Тот факт, что г-н Зюганов продолжает руководить Коммунистической партией, наглядно демонстрирует механизм российской «управляемой демократии», благодаря которому г-н Путин каждые четыре года мог бороться на выборах с тщательно отобранной и проверенной группой патентованных неудачников. В России проигравшие политики могут практически бесконечно влачить «посмертное существование. Это, похоже на то, как годами сохраняются в телеэфире любимые зрителями сериалы.
Еще по теме: Зюганов угрожает олигархам
«В большинстве нормальных партий тебе дают два - максимум, три – шанса на выборах, - говорит депутат Думы от партии «Справедливая Россия» Алексей Митрофанов. – Но нигде больше в мире не бывает так, что партия четыре или пять раз подряд выставляет на выборы кандидата с таким послужным списком. Это наша уникальная российская традиция».
Однако, возможно, сейчас ситуация начала меняться. На фоне всплеска протестов в Москву, судя по некоторым признакам, возвращается политическая конкуренция, практически не существовавшая при г-не Путине.
В прошлом месяце г-н Зюганов впервые пошел навстречу несистемной оппозиции, подписав соглашение с участвующим в протестах «Левым фронтом». Кроме того, на прошлых выходных он заявил: « Считаю важным, что… люди вышли [на протесты] не по приказу, а по зову сердца» – в отличие от многих участников пропутинских демонстраций.
Однако, хотя подобные заявления свидетельствуют о политической эволюции, никто к ним больше не прислушивается. Г-на Зюганова теперь считают официальным кремлевским «мальчиком для битья» и фигурой, слишком скомпрометированной, чтобы получить поддержку оппозиционеров.
Заместитель лидера «Левого фронта» Дарья Митина считает альянс своей партии с коммунистами знаком того, что г-н Зюганов полагает тактически выгодным поддержать протесты. Тем не менее, она не сомневается, что его усилия потерпят крах, и что Кремль помогает г-ну Зюганову сохранять главенство в партии именно по этой причине.
«Они следят за тем, чтобы все соперники Зюганова были нейтрализованы», - говорит она.
Читайте также: Коммунист Зюганов отодвинет Путина на второй план
Некоторые из лидеров Коммунистической партии прекрасно осознают эту слабость. Сергей Обухов, союзник г-на Зюганова в партии, утверждает: «Путин все контролирует. Никто кроме Путина не может получить телеэфир. Как можно надеяться на победу в такой обстановке?»
По словам г-на Митрофанова, он не считает, что г-ну Зюганову кто-то специально приказывает проигрывать. «Он хочет выиграть, но он просто очень осторожен, как и полагается аппаратчику из ЦК» «Именно благодаря этому он так долго и остается у руля [партии]».