Нижний Тагил – Этот суровый промышленный город, где располагается известный танковый завод и проживают известные своей прямотой жители - как раз такое место, на поддержку которого рассчитывает премьер-министр Владимир Путин.
Именно здесь несколько недель назад работник завода Игорь Хольманских, окруженный несколькими танками и другими работниками с каменными лицами, в эфире федерального телеканала пригрозил поехать со своими коллегами в Москву и защитить господина Путина от растущего протестного движения, «в рамках закона, конечно».
С тех пор Нижний Тагил стал воплощением главной темы предвыборной кампании Путина в его попытке вернуться на пост президента после четырех лет в кресле премьера. Блогеры и работающий средний класс в Москве мечтают о превращении России в некое подобие славянской Швейцарии, по мнению Путина. Но здесь, в настоящей России, где люди любят, чтобы хлеб был черный, а водка – неразбавленная, статус-кво всех устраивает.
Но реальность, как показывает Нижний Тагил, имеет несколько нюансов. Многие жители говорят, что действительно проголосуют за Путина на предстоящих выборах, но их энтузиазм явно начал исчезать.
«Путин так или иначе вернется, но мы не знаем, хорошо это или плохо», - заявила 63-летняя пенсионерка Татьяна Уткина. - «Думаю в настоящий момент это лучший вариант. Но что нас ждет? Честно говоря, я немного боюсь неизвестности. Несмотря на то, что я всегда хорошо относилась к Путину, нет движения».
Амбивалентность Уткиной указывает на главную проблему Путина тут и в других городах с рабочим классом, который считается основной базой поддержки премьера. Многие говорят об улучшении качества жизни как главном достижении путинских лет у власти. Но мало кто из них может сказать, что хорошо живет, особенно по сравнению со стандартами Москвы или других крупных городов. Мало кто думает, что положение сильно улучшится.
Наоборот, поддержка Путина здесь основана по большей части на отсутствии других вариантов. На вопрос, почему они будут голосовать за него, большая часть сторонников ответили примерно одно и то же: «Альтернатив нет».
«Это не любовь к Путину», - заявила Наталья Зубаревич, социолог Независимого института социальной политики в Москве. - «По большей части, есть либо пассивная поддержка, либо недовольство, которое также пассивно».
По словам Зубаревич, пассивные сторонники являются основой поддержки Путина. Теперь вопрос заключается в том, сможет ли Путин, если он победит на выборах, удержать эту поддержку.
Ответ в некоторой степени можно найти в таких местах, как уральский Нижний Тагил с населением в 400 тысяч человек - городе, где вонь от построенного в советские времена сталелитейного завода и минусовые температуры создают чувство постапокалиптичного бедствия, во много присущее только этой части света.
Здесь, как и в большинстве российских промышленных городов, последствия распада Советского Союза все еще чувствуются. Существует проспект Ленина и улица Красных партизан. Дымящие трубы огромных заводов, также являющиеся остатками советской промышленной мощи, затеняют линию горизонта, которую иногда милосердно разнообразит сияющий купол православной церкви.
Большая часть жителей, мужчины и женщины, работают на одном из заводов и напрямую обязаны своей работой Путину. Два года назад, когда танковый завод «Уралвагонзавод» страдал от отсутствия заказов и потерь, Путин заехал в город и, продемонстрировав свою политическую силу, спас завод, предоставив ему государственное финансирование.
Шаг позволил ему завоевать благодарность работников (но не экономических советников). Тем не менее, существует ощущение, что желание прогресса опережает возможность Кремля осуществлять его.
«Чем дальше от Москвы, тем ситуация хуже, включая дороги, социальные программы и прочее», - говорит 32-летний владелец маленького бизнеса Владислав Кознов. Он и многие другие жалуются на налоговую систему в России, которая требует от регионов отдавать большую часть своих доходов федеральному правительству, которое распределяет его по стране вместо того, что деньги тратились там, где они зарабатываются.
«Люди хотят жить лучше», - считает он. - «Они хотят, чтобы деньги оставались здесь, а город становился более динамичным».
Даже видимые признаки прогресса, например, светящийся торговый центр, представляют некоторые сложности. В студёный вечер в торговом центре было много народа, но мало кто что-то покупал.
«Я прихожу сюда и гуляю, смотрю на витрины, если вы понимаете», - сказала 45-летняя мать двоих детей Татьяна, не пожелавшая назвать свою фамилию. Она сообщила, что работает продавцом в магазине автозапчастей. - «Я прихожу сюда, охаю, ахаю, а потом иду домой. Все слишком дорогое, по крайней мере, для моей зарплаты».
Более печальными, чем ее собственный материальный комфорт, ей представляются перспективы для ее двоих сыновей.
«Один уже живет своей жизнью, но особо ничего не делает», - говорит она. - «Второй заканчивает школу в этом году, и кто знает, что он будет делать потом. У меня нет возможности послать его куда-то. Если он поступит в университет где-то, то поедет».
По ее словам, большая часть молодежи либо покидают НижнийТагил, либо начинают работу на заводе, где средняя зарплата составляет примерно тысячу долларов в месяц. С такой зарплатой мало кто может себе позволить те блага, которые должны быть «фруктами» путинской эпохи.
«Было бы здорово съездить с семьей в отпуск, на лыжах покататься или еще что-нибудь», - заявил 35-летний Игорь Шарафеев, работающий на сталелитейном заводе в Нижнем Тагиле почти 20 лет. - «Я никуда не ездил уже 17 лет».
Шарафеев и другие говорят о существующем недовольстве от ощущения, что их используют в президентской кампании Путина.
Недавно тысячи рабочих из Нижнего Тагила и других регионов на поездах были доставлены в региональную столицу Екатеринбург для участия, согласно репортажам федеральных телеканалов, в митинге в поддержку Путина.
«Каким образом они загнали туда людей?» - спрашивает он. - «Бесплатный транспорт, известные артисты, бесплатная стопка водки. Люди поехали туда не за Путина, а чтобы хорошо провести время. А потом они показывают это по телевизору как митинг в поддержку Путина».
Митинг в Екатеринбурге был одним из нескольких прокремлевских мероприятий, где журналисты отметили отсутствие реальной поддержки. Даже страстная речь работника завода Холманских была показана во время тщательно срежиссированного прямого включения с Путиным, по большей части направленного на то, чтобы отполировать образ премьера.
А что касается искренней поддержки Путина рабочим классом Нижнего Тагила, Шарафеев заявил, что это «миф».