Каир - В субботу Египет отметил первую годовщину свержения Хосни Мубарака, однако отказ большинства жителей страны от участия в забастовке, к проведению которой призывали активисты в знак протеста против медленного темпа перехода власти из рук военных к выборным органам, обнаружил глубокие разногласия внутри страны.
Общенациональная забастовка, созванная с целью настоять на требованиях немедленной отставки военного совета, который пришел на смену Мубараку, не смогла вызвать масштабной дестабилизации ситуации в стране. Против нее выступили религиозные лидеры и политические группы, включая исламистов, которые занимают большинство мест в парламенте.
Железнодорожный вокзал и аэропорт Каира работали в обычном режиме. Автобусы и поезда метро ходили по расписанию, и, по словам официальных лиц страны, призыв к забастовке никак не повлиял на движение судов в Суэцком канале – по водному пути, связывающему Европу с Азией и являющемуся жизненно важным источником дохода для Египта.
«Мы хотим есть, и нам надо кормить детей», - сказал водитель автобуса Ахмед Халиль, объясняя, почему он вместе с некоторыми студенческими и независимыми торговыми союзами не принимает участия в забастовке, к которой призывали либеральные и левые группировки.
«Я должен приходить сюда каждое утро и работать. Меня не волнуют забастовки и акты гражданского неповиновения», - добавил он.
Год назад египетскую армию чествовали как героев за то, что она помогла свергнуть Мубарака. Однако она сталкивается с усилением критики в свой адрес с момента перехода власти к военному совету, что стало кульминацией 18-дневных народных протестов, подпитываемых нищетой и требованиями создать демократическое правительство.
Мубарак стал вторым лидером после президента Туниса Зина аль-Абидина бен Али, который лишился своего поста в результате протестов, получивших название арабской весны. Его политический крах стимулировал революционные восстания в других арабских странах, включая нынешние протесты против сирийского правительства.
Несмотря на то, что генералы египетской армии пообещали передать власть избранному президенту к середине текущего года, протестные группы, ставшие зачинщиками выступлений против Мубарака, сомневаются в их намерениях, видя в них продолжение режима Мубарака и препятствие для истинной демократии.
Всего через год после того, как сотни тысяч человек вышли на площадь Тахрир, чтобы отпраздновать окончание 30-летнего правления Мубарака, в Египте наблюдается еще более неоднозначная картина.
Многие устали от уличных выступлений и выступают за более терпеливый подход, утверждая, что Египту нужна стабильность, чтобы восстановить экономику страны, серьезно пострадавшую вследствие беспорядков.
Государственные информационные агентства организовали кампанию против призывов к забастовке. «Нация отвергает гражданское неповиновение», - гласит один из заголовков правительственной газеты Al-Ahram.
Эта тема повторяется на плакатах на главном железнодорожном вокзале Каира. «Машинисты и их помощники отвергают гражданское неповиновение», - гласит один из них. Министр назначенного армией кабинета заявил, что те, кто призывает к участию в забастовках, будут «привлечены к ответственности».
Хотя субботние призывы к забастовке не возымели действия, одна из активистских групп ожидает, что в ближайшие дни состоятся еще несколько забастовок. «Сегодня мы сделали первый настоящий шаг по направлению к гражданскому неповиновению», - заявил Мохамед Абдель Азиз (Mohamed Abdel Aziz), координатор движения Kefaya.
В процессе подготовки к субботней годовщине военное правительство разместило дополнительные отряды солдат и танки для защиты государственных зданий и общественной собственности.
ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВС США ВСТРЕТИЛСЯ С ГЕНЕРАЛАМИ
Верховный совет вооруженных сил, возглавляемый бывшим министром обороны правительства Мубарака фельдмаршалом Мохамедом Хуссейном Тантави (Mohamed Hussein Tantawi), заявил, что он не стремится управлять самым населенным государством арабского мира.
В течение последних недель в отношениях между военными генералами и США наступил кризис, вызванный расследованиями деятельности американских демократических групп, работающих в Египте. Этот случай поставил под угрозу выделение США ежегодной военной помощи Египту в размере 1,3 миллиарда долларов.
Иностранцам, в том числе 20 американским гражданам, предъявлены обвинения по нескольким статьям, включая работу на организации, у которых не было лицензий. Несколько замешанных в этом деле американских граждан, которым запрещено покидать Египет, нашли убежище в посольстве США.
В субботу в Каире генерал Мартин Демпси (Martin Dempsey), председатель комитета начальников штабов США, обсудил это дело с Тантави и начальником штаба генералом Сами Ананом (Sami Anan).
«Они обсуждали широкий спектр вопросов, относящихся к многолетним отношениям в сфере безопасности между нашими странами, а также деятельность американских общественных организаций», - высказался в своем заявлении агентству Reuters полковник Дэвид Лэйпэн (David Lapan), пресс-секретарь Демпси.
В пятницу военный совет предупредил, что в Египте «зреют заговоры, целью которых является попытка нанести удар в самое сердце революции и посеять раздор между египетскими гражданами и между ними и их армией».
В попытке снискать общественную поддержку на плакатах, прикрепленных по бокам бронемашин, было написано: «Армия и народ – единая рука» - с этим лозунгом люди вышли на площадь Тахрир в день ухода в отставку Хосни Мубарака в прошлом году.
Планы военного правительства по передаче власти по большей части пользуются поддержкой со стороны Мусульманского братства и партии Аль-Нур – исламистских групп, которые получили большинство голосов на недавних парламентских выборах.
Такой результат был бы невозможен при Мубараке, который считал исламистов врагами государства.
Мусульманское братство выступило против общенациональной забастовки, заявив, что она нанесет еще больший урон египетской экономике.
Однако после трагедии на стадионе 1 февраля, в которой погибли, по крайней мере, 74 человека, братство стало выступать с более резкой критикой военных властей. В пятницу представитель братства заявил, что этот инцидент должен был заставить назначенное военными правительство сложить с себя полномочия.