В этом году Россия и Канада отметят 70-летнюю годовщину начала двусторонних отношений. Это была полная событиями история, начавшаяся с сотрудничества с бывшим Советским Союзом во время Второй мировой войны и вобравшая в себя эпизоды зачастую беспорядочной политической эволюции современной России. В ней случались взлеты и падения, начиная с эпизодических шпионских скандалов и впечатляющих хоккейных поединков в прошлом и заканчивая плодотворным сотрудничеством в области науки.
Недавние сообщения в прессе, в которых арест канадского офицера ВМС связывается с предположительной шпионской деятельностью россиян, служат отражением спада в отношениях в последнее время. Так случается, когда реалии мира разведки просачиваются сквозь трещины в секретности. Естественно, в таких обстоятельствах всегда необходимо предпринимать соответствующие меры, однако, в то же время, стратегические решения относительно ценности и курса отношений между Россией и Канадой не должны приниматься на основании подобных кратковременных неприятностей.
Россия переживает период политической эволюции.
Недавние и относительно масштабные уличные демонстрации в Москве и менее многочисленные митинги в других городах России, когда люди протестовали против результатов парламентских выборов 4 декабря 2011 года, которые не были полностью свободными и справедливыми, изменили политическое уравнение в стране. Однако эти митинги не являются продолжением революций арабской весны. В первую очередь, они отражают мнение молодого городского класса профессионалов, представители которого в течение последних 10 лет уделяли пристальное внимание и занимались укреплением своего экономического положения. Теперь же, будучи финансово успешными, они обратили внимание на общественную жизнь, к чему их подтолкнуло самодовольство доминирующего политического класса.
Власть не смогла распознать общественную динамику, скрывавшуюся за относительной молчаливостью, и приняла ее за уступчивость. Лозунги на улицах в целом не призывают к изгнанию нынешнего премьер-министра Владимира Путина со сцены и не содержат в себе требований помешать ему вернуться на пост президента на выборах 4 марта 2012 года. Скорее эти митинги должны служить напоминанием: эти люди хотят, чтобы с их мнением считались.
Система, служившая основой российской политики с 2000 года, исчерпала себя, и первой жертвой здесь вполне может стать договоренность между Владимиром Путиным и нынешним президентом страны Дмитрием Медведевым о том, чтобы поменяться постами ради сохранения системы в течение следующих 12 лет, вплоть до 2024 года.
Теперь, как никогда прежде, Канаде следует более серьезно отнестись к России и уделить более пристальное внимание двусторонним отношениям на высочайшем уровне.
Существует несколько факторов, которые необходимо учесть на этом важном этапе развития отношения.
Во-первых, потепление в Арктике добавило адреналина в политику соседей по северу.
Больше не нужно прибегать к образам совместного опыта покорения севера для обоснования двусторонних отношений: в действительности, сейчас эти две страны соперничают друг с другом в новой Арктике. Настанет время, когда Россия и Канада станут экономическими конкурентами на севере, однако, вероятнее всего, гораздо больше выгоды принесет укрепление привилегированных отношений в сфере общих интересов и задач, которые неизбежно возникнут со временем. В ближайшие годы число игроков, имеющих свои интересы в новой Арктике, будет расти в геометрической прогрессии. Зрелая и развитая способность взаимодействовать в политической сфере основывается на достаточном доверии и взаимопонимании, которое, в свою очередь, требует инвестиций времени, энергии и ресурсов со стороны правительств.
Пришло время начать этот процесс.
Во-вторых, беспокойная внутриполитическая ситуация в России требует от Канады осторожности в ее заявлениях и позициях. Теперь в отношениях нет места политической риторике по поводу российских военных угроз безопасности Канады, которая имела место на начальном этапе премьерства Стивена Харпера. Правительство Канады должно продолжать внимательно и сдержанно следить за политическими событиями внутри России, ясно дав россиянам понять, что ей не все равно, и при этом уважать тот факт, что будущее их страны находится в их руках.
В-третьих, отношения между Россией и США остаются натянутыми и характеризуются обилием подозрений и недоверия, частично унаследованных из прошлого и частично посеянных заново. У Канады есть возможность стать североамериканским партнером России, наличие которого позволило бы ей отойти от ее зависимости от Европы, кроме того, в некотором смысле, это не представляет угрозы для США.
В то время как на Арктику наступает потепление, а политическая ситуация в России становится все более интересной, Канада, как никогда прежде, нуждается в укреплении ее отношений с Россией. Это будет способствовать более эффективному ведению дел в Арктике, что в ближайшие годы станет ключевой тенденцией международной политики, а также предоставит канадскому бизнесу новые возможности для развития в самой России.
Марк Энтуисл — исследователь Канадского института обороны и внешней политики.