Едва Майкл Макфол (Michael McFaul) успел освоиться в кресле посла США в Москве, российское телевидение обвинило его в планах по подготовке революции.
Среди предложенных доказательств этого заявления российский телеканал в частности напомнил о его работе в России в 1992 году на Национальный демократический институт по международным вопросам (NDI). Российский ведущий подчеркнул, что эта американская организация, которая занимается продвижением и развитием демократии в мире, сотрудничает с разведслужбами США.
Египетские военные, которые возглавляют переходный процесс в стране с момента свержения Хосни Мубарака, также продемонстрировали враждебность по отношению к NDI и другим финансируемым на средства американского государства организациям. В их представительствах были проведены обыски, и по меньшей мере 19 американцам запретили покидать территорию Египта на время разбирательства.
В течение десятилетий такие американские организации как NDI, Международный республиканский институт (IRI) и Freedom House, боролись за развитие демократии и соблюдение прав человека во всем мире.
Тем не менее, их деятельность (наблюдение за ходом выборов, развитие партийной системы и т.д.) далеко не всегда положительно оценивалась в тех странах, где они работали. Некоторые лидеры видели в них угрозу.
Читайте также: Правозащитники призывают расследовать смерть Каддафи
«Авторитарные режимы не любят делиться властью с народом и используют любые уловки, чтобы отвлечь его внимание от внутренних проблем», - отмечает сотрудник Центра американского прогресса Брайан Катулис (Brian Katulis), который работал на NDI в секторе Газа и Каире с 1995 по 1998 год.
Кроме того, как подчеркивают эксперты, вторжение США в Ирак в 2003 году, которое привело к кровопролитным столкновениям между различными иракскими группами из-за неэффективных послевоенных действий американцев, подорвало доверие к стремлению Вашингтона защищать демократические ценности по всему миру.
«Потеря доверия»
«В лучшем случае, я в частности имею в виде Центральную Африку, США пользовались относительным доверием в долгосрочных обязательствах по всем аспектам политики развития: экономике, политике и безопасности», - заявил вице-президент гуманитарной организации Oxfam Пол О’Брайен (Paul O'Brien).
«Учитывая, что наше глобальное видение развития стало куда более «краткосрочным» и политизированным из-за преследования более узких национальных интересов, я имею в виду Ирак и Афганистан, наша политика продвижения демократии также страдает от потери доверия», - продолжил он.
Противники американских демократических активистов утверждают, что враждебное отношение к ним в некоторых случаях не ограничивается одним лишь политическим руководством, но бывает характерно и для всего народа, который не желает, чтобы иностранцы диктовали ему свои жизненные уклады.
Еще по теме: Правозащитники удивлены присуждением немецкой премии Путину
«Египтяне всегда недоверчиво относились к вмешательству извне. В Египте такое вмешательство называют «невидимой рукой» или «рукой заграницы», - говорит Пол Салливен (Paul Sullivan), профессор Джорджтаунского университета и специалист по Ближнему Востоку.
«Любая организация, которая будет пытаться начать там работу по развитию избирательной или партийной системы, поставит себя в непростое положение: ей придется иметь дело с подозрениями и ощутимыми рисками, причем не только со стороны судов и полиции», - продолжает он.
Глава NDI Кен Уоллэк (Ken Wollack) в свою очередь опровергает любое вмешательство со стороны его организации и уверяет, что она никоим образом не пытается готовить революции или смену режима.
«Мы не поддерживаем революции», - утверждает он, подчеркивая, что деятельность NDI всегда была направлена на «поддержку демократического избирательного процесса, который отражает волю народа».
«Люди могут утверждать, что речь идет о вмешательстве, но это основывается на нескольких фундаментальных принципах», - говорит он, намекая на Всеобщую декларацию прав человека ООН.
Еще по теме: Совет Европы наградил российских правозащитников
Финансирование местных организаций
Председатель совета директоров IRI американский сенатор Джон Маккейн (John McCain) не раз говорил об этой проблеме. «Эти организации не влияют на природу режима, на тип голосования или результаты выборов, - считает он. - В то же время они оказывают поддержку при учете избирателей, проведении кампании, разработке конституций и других важнейших вещах для демократии».
С момента своего создания в эпоху президента Рональда Рейгана (1980-1988) NDI и IRI работали более чем в 100 государствах. Они поддерживают связи с двумя основными политическими партиями США, но не получают финансирования ни от одной из них. Freedom House - это организация с более давней историей, которая была основана в 1940-х годах.
Официально все это - «неправительственные организации», хотя львиная доля их финансирования поступает из государственных средств и в частности от Госдепа и Агентства по международному развитию. Подобные источники финансирования объясняют тот факт, что эти организации зачастую считают агентами Вашингтона и инструментами в руках американских спецслужб.
Еще по теме: Кремль питается кровью правозащитников
С 2005 года им стало ощутимо труднее работать в таких странах, как Россия и Китай, в Средней Азии, а также в определенных регионах Африки и Латинской Америки, говорит Томас Каротерс (Thomas Carothers), признанный специалист по продвижению демократии из Фонда Карнеги.
«Эти трудности по крайней мере отчасти являются реакцией на новую и более радикальную концепцию продвижения демократии, которая тесно связана с войной в Ираке», - считает он.
Он напоминает о заявлениях бывшего президента США Джорджа Буша, который назвал войну в Ираке «вопросом продвижения демократии», а также убежденности «руководства некоторых государств в том, что революции в Грузии и на Украине были спровоцированы помощью США определенным политическим и общественным деятелям в этих странах».
Хотя этот вопрос еще далеко не решен, ситуация в Египте может в перспективе подтолкнуть США к финансированию местных демократических организаций, полагает специалист по Ближнему Востоку из Rand Corporation Джули Тейлор (Julie Taylor).
«В Египте существует собственное гражданское общество и эффективные правозащитные организации, которые работают в тех же областях и пользуются куда большей легитимностью, чем американские организации. Присутствие американские организаций в итоге негативно отразится на работе и безопасности местных организаций в Египте», - говорит она.