Создание в Армении клубов «Путин» породило новую волну разговоров и слухов о том, что премьер-министр и, по всей видимости, будущий президент России Владимир Путин поставил в Армении, так сказать, на Роберта Кочаряна, которому доверяет больше, чем Сержу Саргсяну.
Судя по интенсивности встреч Саргсяна и Кочаряна с Путиным, данные оценки кажутся в определенной степени обоснованными – Путин действительно чаще встречался с Кочаряном, чем Саргсяном.
Но в нынешнем мире, в ауре глобальных перемен и назревающих в мире системных трансформаций лучше держаться подальше от Путина, чем дружить с ним, ибо взгляды нынешнего российского премьера, мягко говоря, отдают консерватизмом и советской ностальгией.
С другой стороны, ностальгия по Советам может иметь чисто пропагандистский характер, учитывая то, что в России все еще есть существенный сегмент, который голосует за это, хотя история показала, что эта масса ничего уже не решает, и в России формируется новый электорат.
Читайте также: Сторонники Путина в Армении "прокололись"
Выборы в Госдуму доказали, что уже невозможно не брать на учет мнение этого электората. И дело вовсе не в том, станет ли Путин президентом, а в том, что он больше не сможет быть тем, кем был на посту президента и сейчас – премьера.
Другой причиной этого стало также тяжелое экономическое положение в России. Экс-министр финансов Кудрин заявил на днях, что в России нужно срочно повышать пенсионный возраст, поскольку дефицит Пенсионного фонда, который составляет 2% ВВП России, неуклонно растет. Это колоссальная цифра и большая социальная проблема для России. Газовая и нефтяная игла, как показывает время, помогает только на время подзабыть об этой проблеме, но не решает ее, поскольку вопрос требует системных реформ.
Путину рано или поздно придется с этим считаться, или ему однажды придется, как Ельцину, покинуть Кремль.
Иными словами, уже сейчас российский премьер стоит перед угрозой преждевременной пенсии, во избежание которой ему придется пойти на чрезвычайно сложные решения, которые могут войти в противоречие с его представлениями и ценностями. Путин оказался перед лицом проблемы обеспечения российских пенсионеров и гарантий своего собственного плавного перехода на пенсию, поэтому вряд ли ему сейчас до «ротации» власти в Армении.
Еще по теме: Россия повесила на Армению вывеску "занято"
Он может заняться этим, если наряду с недоверием к Сержу Саргсяну у них появятся противоречия в политике. Однако, с этой точки зрения Серж Саргсян, судя по всему, не собирается идти на конфронтацию с Россией, да и Запад, требуя системных реформ, не толкает его к конфронтации с Россией, понимая, что для Армении это чревато разного рода дестабилизацией и опасными последствиями.
Видимо, сам Роберт Кочарян также понимает, что сейчас требовать поддержки от Путина бесперспективно, на что намекнул сам Кочарян. Когда стало известно, что Путин намеревается вернуться в кресло президента, и в этом контексте активизировались слухи о его возможной поддержке Кочаряна, второй президент Армении заявил, что все это вызывает у него удивление. «И это происходит на фоне торжеств по поводу 20-летия независимости Армении? Убежден, что политические процессы должны назревать здесь, в Армении, а не проецироваться извне», - в конце сентября 2011 года заявил Роберт Кочарян, о встречах которого с Путиным довольно часто распространялись информации.
Причем, это заявление было, пожалуй, самым политическим и достойным с тех пор, как Роберт Кочарян покинул кресло президента.
Конечно, Кочарян не стал бы публично говорить о поддержке Путина, если бы тот обещал ее. Но одно дело – промолчать, а другое – публично выразить позицию.