Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Являются ли крупные государственные корпорации Китая серьезной проблемой для глобальной экономики?

© РИА НовостиПроверка документов у работников на строящемся объекте в Новосибирске
Проверка документов у работников на строящемся объекте в Новосибирске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самая важная экономическая история первой половины XXI века повествует о том, как Китай меняет глобальную экономику. В этих изменениях масса преимуществ: появляются сотни миллионов новых потребителей, содействующих глобальному росту, возникают новые возможности для предпринимателей и для создания рабочих мест, растет спрос буквально на все – от американской кукурузы до австралийской железной руды. Но не все это влияние расценивается позитивно.

Самая важная экономическая история первой половины XXI века повествует о том, как Китай меняет глобальную экономику. В этих изменениях масса преимуществ: появляются сотни миллионов новых потребителей, содействующих глобальному росту, возникают новые возможности для предпринимателей и для создания рабочих мест, растет спрос буквально на все – от американской кукурузы до австралийской железной руды. Но не все это влияние расценивается позитивно. Малоквалифицированные  рабочие на Западе уже столкнулись с болезненной конкуренцией со стороны китайского производственного колосса. По мере развития китайской промышленности она будет создавать все больше серьезных проблем в области конкуренции с США, Европой и Японией. А поскольку китайская экономика продолжает неустанно развиваться, в мире будут появляться все новые угрозы установившемуся экономическому порядку.

Один из новых вызовов состоит в глобальном наступлении крупных государственных предприятий Китая. Глобальная экономика никогда не видела ничего подобного. Противостоять тем преимуществам, которыми они обладают – а это зачастую несправедливые и нечестные преимущества - государствам и частным компаниям крайне трудно. Если говорить просто, государственные предприятия Китая способны и готовы изменить правила глобальной экономической конкуренции.

Обычно мы исходим из того, что государственные предприятия - это громоздкие гиганты, которые слишком неэффективны, и конкурировать с частными фирмами не в состоянии. Конечно, это не всегда верно – достаточно взглянуть на связанные с государствами компании, такие как дубайские авиалинии Emirates, например. Однако на каждое государственное предприятие с эффективным управлением найдется бесчисленное множество других, которые вполне заслужили свою репутацию немощных слабаков. Китайские госкорпорации существенно улучшили качество своей работы за последнее десятилетие, но в то же время, это определенно не самые яркие звезды на небосклоне бурно развивающейся экономики Китая. Результаты исследований постоянно показывают, что китайским государственным предприятиям по доходности еще очень далеко до частных фирм этой страны.

Однако государственные корпорации Китая получают такие дополнительные льготы, которые позволяют им преодолевать недостатки в сфере конкуренции. Многие работают в сферах, защищенных протекционистскими мерами – от телекоммуникаций до финансов – что дает им возможность получать богатые урожаи доходов в быстро развивающихся отраслях, не слишком задумываясь о конкуренции. Они часто пользуются мощной поддержкой со стороны китайской бюрократии. А в некоторых случаях госкорпорации выигрывают и от особой финансовой поддержки. Иными словами, государственные собственники этих предприятий делают все, чтобы они имели фору в китайской экономике. Вот что сказал по этому поводу в прошлом году заместитель госсекретаря США по экономическим, энергетическим и сельскохозяйственным делам Роберт Хорматс (Robert Hormats):

Некоторые из этих новых китайских участников рынка вполне конкурентоспособны, потому что  они работают новаторски и предприимчиво. Однако другие китайские предприятия, находящиеся в государственной собственности и пользующиеся государственной поддержкой, получают финансовую помощь, нормативные привилегии, а также льготы, каких обычно нет у их частных конкурентов. В Китае мы также наблюдаем государственную поддержку, заключающуюся в ограничении иностранных инвестиций совместных предприятий в определенных секторах, где доминируют корпорации, принадлежащие государству. Либо в качестве условия для инвестиций выдвигается требование о передаче технологий или о покупке определенной части продукции у местных госпредприятий.

Конечно, ничего нового в протекционистских мерах для государственных национальных лидеров нет. Государства всего мира традиционно поддерживают те компании, которыми владеют. Но китайские госкорпорации это продукт иного рода, говорит президент Американской торговой палаты в Китае Кристиан Мерк (Christian Murck). В отличие, скажем, от государственных компаний бывшего Советского Союза, которые наибольший ущерб нанесли в пределах своей страны, китайские государственные предприятия получают стимулы для выхода на глобальный рынок. Мы уже видим, что они действуют практически повсюду. Китайские энергетические гиганты, такие как CNOOC, вкладывают капиталы и делают приобретения в самых разных странах, от Аргентины до Канады. Одна китайская государственная фирма недавно одержала верх над немецкими и бразильскими конкурентами, получив долю в португальской энергетической фирме EDP, которую правительство страны выставило на торги в рамках своей программы жесткой экономии. "Мы никогда не сталкивались с такой ситуацией, которая возникает сегодня, - говорит Мерк о китайских госкорпорациях. – Это серьезная проблема, о которой мы пока мало что знаем".

Дело в том, что китайские государственные корпорации не всегда играют на поле глобальной конкуренции по тем правилам, которыми руководствуются все остальные. Конечно, в принципе нет ничего плохого в том, что госкорпорации Китая проводят экспансию или инвестируют свои средства за рубежом. Мы даже должны способствовать этому и поощрять данный процесс. Такие инвестиции создают рабочие места в США и в других странах. Однако китайские государственные предприятия на зарубежных рынках могут к собственной выгоде использовать те льготы и привилегии, которые получают от государства. Поскольку им не надо беспокоиться о собственной доходности и эффективности в той же мере, как и частным компаниям, не получающим субсидий, они могут расширять свою деятельность  за рубежом более агрессивно. Здесь мы имеем новый тип государственной компании – которая обладает грандиозными амбициями и  пользуется поддержкой государства, финансирующего и помогающего в реализации этих амбиций. Это весьма мощная и результативная смесь, которая вполне может придать новую форму глобальной конкурентной среде. Вот что говорит по этому поводу Хорматс:

Крайне важно, чтобы наши (американские) компании имели равные возможности для конкуренции. Та политика, которая дает избранным иностранным компаниям незаслуженные конкурентные преимущества, будь то на их внутреннем рынке, у нас в США, или в третьих странах, искажает условия конкуренции. Таким образом,  они вредны не только для наших компаний, но и для компаний Китая и других фирм из самых разных стран, которые такими преимуществами не обладают.

В докладе Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) под заголовком "Драка за Европу" (The Scramble for Europe), в котором особое внимание уделяется растущему экономическому влиянию Китая на этом континенте, звучит особая озабоченность  по поводу того, что получающие субсидии госкорпорации Китая могут склонить чашу весов честной конкуренции в свою пользу:

Корпоративная структура китайских компаний представляет собой особую проблему. В частности, государственные предприятия получают огромные государственные субсидии, а поэтому могут нечестно конкурировать с европейскими компаниями. … Китайские банки постоянно с 1998 года получают существенные налоговые и иные льготы, которые гораздо серьезнее недавно принятых в США и Европе чрезвычайных мер. Согласно данным недавнего весьма неоднозначного китайского исследования, государственные предприятия и холдинги этой страны были бы убыточны с 2001 года, если принять во внимание прямые и скрытые субсидии (например, если учесть реальную стоимость использования земель и огромное занижение цен на полезные ископаемые).

Здесь возникает один важный вопрос: что все-таки можно сделать, чтобы провести перебалансировку и создать равные условия для китайских госкорпораций и их конкурентов? Теоретически проблема сама дает решение. Китайское правительство давит на государственные предприятия на протяжении последних 20 лет, чтобы те как можно больше ориентировались на коммерцию. Если процесс этот будет продолжаться, их станут отучать от государственной помощи и заставлять конкурировать самостоятельно. Однако процесс этот будет идти медленно. Государственные предприятия в китайской экономике пользуются прямо-таки фантастическим влиянием, и они с большой неохотой будут отказываться от своих особых привилегий.

Все усилия, направленные на борьбу с пагубными последствиями государственной поддержки этим компаниям, будут натыкаться на высокие преграды. Обычно страны борются с несправедливой практикой в торговле штрафными тарифами. Но рассчитать такой тариф для субсидируемой государственной фирмы будет страшно сложно, и наверняка в таких случаях будут возникать торговые конфликты. Администрация Обамы пытается установить новые нормы и стандарты, ограничивающие возможности государственных фирм по использованию льготных условий для конкурентной борьбы с частными предприятиями. При этом она действует через многосторонние организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития и Транс-тихоокеанское партнерство, ведя с ними переговоры по данному вопросу. Но убедить Китай и другие страны соблюдать эти меры будет непросто. Европейский совет по международным отношениям выступает за меры взаимности. Как минимум, утверждает он, иностранные фирмы должны имеет такой же доступ на рынки Китая, какой США и Европа предоставляют китайским фирмам:

Та проблема, которую представляют китайские прямые инвестиции в Европе, становится еще нагляднее, если учесть ограниченный доступ Европы к аналогичным возможностям в Китае. Рынок капитала в КНР по-прежнему в основном закрыт в тех секторах, которые правительство считает важными для своей стратегии экономического развития. … Во многих отраслях, начиная с воздушного транспорта и банков, и кончая альтернативной энергетикой, иностранное участие ограничено 20 процентами капитала. А с принятием закона в поддержку "внутренних инноваций" барьеры на пути иностранного капитала даже увеличились.

Европейские политические руководители должны объединиться вокруг своих коллективных интересов и принять меры по созданию равных и основанных на правилах условий конкурентной борьбы, чтобы европейские фирмы могли конкурировать в Китае точно так же, как китайские компании могут конкурировать в Европе.

Решить данную проблему гораздо труднее из-за того, что правительства США и Европы точно так же как и Китай допускают нечестность. Вашингтонским политикам трудно укоризненно указывать пальцем на Пекин, поддерживающий свою промышленность, когда американское правительство выкупает General Motors. Более важный вопрос здесь заключается в  том, что государства с разными идеологическими убеждениями и пристрастиями осуществляют вмешательство, отменяя вердикт рынка, что меняет конкурентный ландшафт. Однако Китай занимается такими играми по выкручиванию рук рынку в огромных масштабах. Поскольку он по-прежнему  придерживается своей версии государственного капитализма, его поддержка государственным предприятиям и последствия такой поддержки для глобальной экономической конкуренции в предстоящие годы станут еще более серьезной проблемой.